Дислексия становится одной из главных причин, по которой ребенок сильно теряет в социальных навыках, испытывает дискомфорт в школе и рискует не получить весь объем знаний, который мог бы. К сожалению, учителя и родители часто не придают значения проблемам в чтении, считая, что на ребенка надо посильнее надавить, почаще заставлять его читать вслух и сделать так, чтобы он не ленился. Но «вылечить» таким образом дислексию невозможно – нужен особый подход и особые условия обучения. И чем раньше начать работу, тем лучше будет для ребенка. Доктор психологических наук, профессор Александр Николаевич Корнев рассказал, как отличить дислексию от аналогичных, но не столь серьезных расстройств, а, главное, как помочь ребенку.
Что такое дислексия
Дислексия проявляется в стойком отставании в чтении: самостоятельно, без помощи специалистов проблема не уходит. При этом, одни могут понять прочитанное, но испытывают невероятные трудности в процессе чтения, другие же не только читают текст с трудом, но и не могут его осмыслить.
«Ребенок испытывает большие проблемы при попытке складывать буквы в слоги, слоги – в слова, а слова – в предложения. Компоненты письменной речи, которые просты и понятны для большинства из нас, дислексикам почти недоступны».
Помимо очевидных проблем в обучении в школе, дети с дислексией испытывают и сопутствующие сложности. Умственная перегрузка, которая у них возникает, может приводить к срывам в самых разных формах: поведенческих, протестных, невротических. Кроме того, на фоне плохой успеваемости в школе часто начинаются конфликты и в семье – из-за неоправданных ожиданий родителей.
Бывают случаи депрессии из-за проблем, вызванных дислексией. Кроме того, со временем снижается и общая успеваемость.
Отличия дислексии от псевододислексии
Отставание от школьных норм в чтении бывает у многих детей. Главное отличие дислексии заключается в том, что это стойкое отставание, которое обусловлено физиологическими недостатками: у детей, страдающих дислексией, есть врожденные нарушения в мозге. На функциональном МРТ эти отклонения хорошо видны, если пациент во время процедуры будет читать текст. В норме во время чтения должны активироваться две зоны мозга – нижне-лобные и височно-затылочные. Они отвечают за речь и обработку текста. У людей с дислексией височно-затылочные зоны «молчат».
Признаки, которые отличают дислексию от других расстройств чтения:
- Причина – психофизиологическая, а не педагогическая;
- Стойкость – часто проблема остается с человеком даже во взрослом возрасте, а без долгой (многие годы) и систематической работы с логопедом улучшений не будет вовсе;
- Избирательность – в других сферах дети вполне благополучны и даже могут показывать успехи по другим школьным предметам вроде математики или физики;
- Далеко не все дети с дислексией плохо понимают прочитанное – это индивидуальная особенность, а не обязательная черта расстройства.
Сегодня считается, что детей, у которых есть нарушения чтения, порядка 10%, дислексия примерно у 5%. Это значит, что в каждом классе есть, как минимум, 1—2 ученика с таким расстройством.
Но есть другие дети, у которых трудности в освоении чтения возникают по другим причинам: СДВГ, задержка психического развития или недоразвитие речи. Важно дифференцировать эти расстройства и понимать, что пути решения в этих случаях разные, а прогноз отличается от того, что дают в случае истинной дислексии.
Что нужно знать о работе с дислексией
Как уже было сказано, дислексия – стойкое нарушение, которое само по себе не проходит. Однако при должной работе, которая однозначно займет не один год, будут достигнуты успехи. Какие – зависит от конкретного ребенка и его особенностей.
«Можно ли избавиться от дислексии? На этот вопрос отвечают по-разному, но в большинстве случаев возможно. Однако необходимо соблюдать несколько условий».
Чтобы добиться прогресса в борьбе с дислексией, нужно соблюдать ряд условий. Самое главное – начать коррекцию как можно раньше: не позднее 1-2 класса. Еще лучше – заняться профилактикой в дошкольном возрасте: выявлять факторы риска и предпосылки и работать с ними.
Еще одно условие, без которого победить дислексию практически невозможно – длительная работа со специалистами. Это значит, что потребуются не месяцы, а годы, и преждевременное прекращение работы может сорвать все усилия.
Многое зависит и от родителей. Ребенок, у которого диагностировали дислексию, должен получать поддержку в своей семье. Никакой критики и упреков в лени – такое отношение только усугубит психологическое состояние.
Рекомендации для родителей
Для начала, стоит принять эту особенность просто как данность. Не винить ребенка в лени, а помогать ему, чтобы он испытывал минимальные трудности.
«Надо научиться оказывать психологическую поддержку своему ребенку, выключить оценочный механизм. Многие родители все время ожидая успехов, раздражаются невольно, когда этих успехов не видят. Это беда, от которой надо избавляться. Потому что это помогает ребенку двигаться дальше».
Следующий важный шаг – привести ребенка к логопеду и выполнять все рекомендации длительный период времени. Иногда это кажется родителям слишком обременительно. Но другого выхода нет: сама собой дислексия не исчезнет.
Случается и так, что родители приводят ребенка к специалисту, но в последующем отказываются от работы. Этому бывает две причины:
- Результаты не очень заметны или видны слабо. Родители делают вывод, что продолжать терапию нет смысла, так как никаких изменений добиться не получится;
- Результаты видны и получилось добиться серьезных улучшений. В таком случае ответственный за ребенка нередко делает вывод, что проблема пропала, либо со временем исчезнет сама собой.
Однако, работа с логопедом нужна длительное время – иначе наработанные с трудом улучшения могут «откатиться». Без крайней надобности нежелательно менять педагога, который уже нашел подход к ребенку. Не стоит пытаться форсировать занятия и перегружать ребенка. Может произойти срыв.
Дома родители могут помочь не только поддерживающей атмосферой. Из-за того, что объем учебных материалов для самостоятельного изучения в школе растет от класса к классу, ребенку с дислексией становится все труднее поддерживать нормальный уровень успеваемости. Так что родители могут читать учебники вслух или находить аудиокниги для уроков литературы. Да, такой способ не поможет избавиться от дислексии напрямую, но он поможет ребенку набрать багаж знаний, сохраняя силы и нервы.
Помните, что ребенок не в силах самостоятельно справиться с дислексией. В исключительных случаях это возможно, но важно понимать, что такое усилие над собой стоит юной психике очень многого.