Нарушения в освоении навыка чтения по разным данным есть у 7-20% детей. Однако нередко в школе и дома трудности ребенка в освоении грамоты оказываются упущенными из виду или списываются на нежелание ребенка прилагать усилия.
Чтобы разобраться в том, что такое дислексия у детей и чем эта особенность развития навыка чтения отличается от других явлений, обратимся к определению Британской ассоциации дислексии:
Дислексия – это специфическое нарушение способности к обучению чтению, которое имеет нейробиологическую природу, носит стойкий характер и сохраняется на протяжении всей жизни.
Иначе говоря, ребенок испытывает трудности с обучением чтению и всеми вытекающими из этого последствиями (школьная дезадаптация, неуспеваемость, низкая самооценка, буллинг и т.д.). Таким детям нужно оказывать своевременную и эффективную помощь.
Дислексия – это одно из специфических нарушений школьных навыков
В группе расстройств обучения под специфическим нарушением чтения мы понимаем то, что ребенок имеет достаточный уровень развития речи и интеллекта, у него нет нарушений слуха и зрения, но он не способен овладеть навыком чтения. При этом условия обучения оптимальны для того, чтобы успешно научиться читать.
Важно, что при дислексии овладение чтением нарушается значительно тяжелее, чем письмо и счет. Иначе говоря, дислексия избирательно затрагивает способность усвоения чтения.
При неспецифических формах нарушений чтения отставание у ребенка обычно неизбирательно: он примерно одинаково отстает в письме, счете, чтении. Обычно неспецифические формы возникают, к примеру, если у ребенка есть умственная отсталость, при тяжелом недоразвитии речи, или из-за существенных нарушений зрения или слуха.
Как следствие, очень важным критерием для диагностики дислексии является, с одной стороны то, насколько стойко ребенок не может усвоить навык чтения при оптимальных для этого условиях, а с другой – соотношение уровня развития интеллекта ребенка и речевого развития. У детей с дислексией обычно выявляется расхождение между степенью развития навыка чтения (обычно он значительно снижен) и уровнем развития интеллекта (этот показатель обычно в рамках нормы).
Дефицит когнитивных функций
Выделяют следующие особенности когнитивной сферы, которые встречаются при дислексии:
- трудности в фиксации и воспроизведении информации;
- неполноценность обработки серийно организованного материала, который требует последовательной обработки;
- трудности зрительно-моторной координации;
- дефицит оперативной памяти;
- сниженная адаптивность и повышенная фрустрационная уязвимость, на основе чего часто формируется фобия чтения, которая может перерастать в школьную фобию (Корнев А.Н., 2019)
Интеллектуальное развитие в целом при дислексии характеризуется неравномерностью: так называемый «вербальный интеллект», тесно связанный с развитием речи, обычно бывает снижен. При этом невербальный интеллект соответствует возрастной норме.
Нейробиологическая природа
В основе трудностей в чтении у человека с дислексией лежат определенные особенности структуры и функционирования головного мозга. Считается, что они определяются генетической предрасположенностью. К настоящему моменту проведен целый ряд исследований, целью которых было выявить гены-кандидаты дислексии, а также характеристики среды, которые могут быть связаны с высоким риском развития данного заболевания (Becker N. et al 2017).
Большинство выделенных генов связано с развитием структур в головном мозге, которые отвечают за фонологическую обработку информации и орфографию, то есть соотнесение печатного слова и фонологического слова.
А среди факторов среды, имеющих взаимосвязь с дислексией, зарубежные ученые отмечают следующие:
- курение матери в период беременности;
- вес ребенка при рождении;
- социально-экономический статус семьи и возраст родителей на момент рождения ребенка;
- уровень образования отца и матери в течение первых трех лет жизни ребенка (Mascheretti et al., 2013a,b).
Стойкий характер нарушения
Человек с дислексией имеет стойкие трудности в овладении слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами.
При этом нет "классических" ошибок, которые допускает человек с дислексией при чтении. Одно и то же слово он может прочесть и верно и неверно, а ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому. Важно, что эта особенность обладает стойкостью и сохраняется из текста в текст.
Коморбидность дислексии
Сочетанное возникновение у одного человека двух и более расстройств, которые по своему происхождению имеют разную природу, называют коморбидностью.
По данным зарубежных исследований, 40% детей со специфическими нарушениями чтения имеют по крайней мере одно сочетанное расстройство (Moll et al., 2020).
Среди коморбидных дислексии заболеваний часто выделяют:
- синдром дефицита внимания и гиперактивности;
- депрессивные и тревожные расстройства;
- отклоняющееся (деликвентное поведение)/
Это вовсе не значит, что у человека с дислексией обязательно будет обнаружено то или иное сопутствующее расстройство. Однако вероятность наличия у ребенка с дислексией этих заболеваний выше, чем у здоровых сверстников.
Психологические последствия
Расстройства учебных навыков тесно связаны с социальными и поведенческими трудностями. Трудно переоценить влияние, которое оказывает дислексия на эмоциональную сферу ребенка, его мотивацию и качество жизни в целом.
Наличие стойких трудностей в обучении может привести к замкнутости, тревоге и депрессии, а влияние негативного опыта сохраняется зачастую и во взрослом возрасте (Livingston, E. M., 2018).
По результатам анализа корпуса зарубежных исследований, проведенного в 2018 году, были выделены следующие "блоки" психологических последствий дислексии:
- Низкая самооценка.
- Трудности в общении со сверстниками: обычно сложности связаны с социальной тревогой и повышенной частотой вовлеченности детей с расстройствами школьных навыков в школьный буллинг.
- Снижение учебной мотивации.
- Школьная тревога, чувство вины – часто связаны с дискомфортом и высокой нагрузкой в школе и дома и неуспеваемостью. Симптомы дислексии нередко расцениваются родителем как нежелание учиться, семьи обращаются к репетиторам, а не к помогающим специалистам. (Livingston, E. M., 2018)
Дислексия – это многогранное расстройство и именно социальное окружение ребенка с трудностями в освоении навыка чтения оказывает ключевое значение на его дальнейшее психологическое благополучие. Поэтому родителям, педагогам, психологам и логопедам так важно понимать особенности дислексии и ее проявлений.