Многие понимают освоение грамоты лишь как образовательный процесс: у ребенка стало еще одним навыком больше. Нередко даже педагоги считают, что чтение добавляет лишь некоторые знания и расширяет словарный запас. Но на самом деле, овладение чтением, формирует новую систему связей между нервными клетками и даже немного меняет структуру мозговой ткани. Кроме того, чтение способно изменять мозг не только ребенка, но и взрослого. В этой статье кратко рассказываем об исследовании группы ученых из Испании, Британии и Колумбии, которое приводит этому убедительные доказательства.
В попытке ответить на вопрос о влиянии овладения грамотой на мозг, исследователи сталкиваются со сложной проблемой: известно, что освоение чтения связано со структурными изменениями в мозге, однако при изучении ребенка практически невозможно выделить эти изменения среди тех, которые связаны с процессом взросления.
Группе ученых удалось выстроить исследование так, чтобы избежать этой трудности: изучая взрослых, которые впервые учатся читать. Исследователи отобрали группу Колумбийских партизан, которые реинтегрируются в жизнь латиноамериканского общества и начинают осваивать грамоту во взрослом возрасте (т. н. «поздние чтецы»).
Кроме того, в исследование была включена группа неграмотных испытуемых и тех, кто освоил грамоту в детстве. Все участники из трех групп прошли процедуру магнитно-резонансной томографии (МРТ). Полученные результаты исследователи сравнили между собой.
Иллюстрация показывает результаты магнитно-резонансной томографии 10 испытуемых, освоивших грамоту в детстве. Желтым, красным и голубым цветом отмечены изучаемые области, ассоциированные с процессом чтения. В каждом случае были найдены различия в этих областях в сравнении с неграмотными испытуемыми и теми, кто освоил грамоту уже во взрослом возрасте.
Что было обнаружено в результате исследования?
- Большее количество белого вещества в валике мозолистого тела и серого вещества в области угловой извилины обоих полушарий, дорсальной затылочной, средней и верхней височной, левой надкраевой извилин у тех, кто осваивал грамоту во взрослом возрасте в сравнении с неграмотными испытуемыми. Значение этих областей мозга для развития навыка чтения ранее было установлено при изучении людей, освоивших грамоту в детстве;
- Чтение влияет на межполушарные связи: у испытуемых, освоивших в грамоту во взрослом возрасте, наблюдалось увеличение количества белого вещества между областями, вовлеченными в процесс чтения;
- Освоение навыка чтения оказывает влияние на процессы в мозге, которые ассоциированы со способностью различать слова, схожие по написанию, но различные по значению.
Таким образом, авторы исследования приводят убедительные доказательства тому, что чтение – это навык, который изменяет структуру нашего мозга и требует упорной тренировки и практики, в отличие от системы речи, которая может развиваться у человека даже в самой лингвистически обедненной среде.
Исследования такого рода могут полезны не только для понимания мозговых механизмов чтения в общем. Они также значимы и для понимания механизмов дислексии. В частности, они добавляют важные сведения о вкладе, который может внести читательский опыт в коррекцию нарушений чтения.
Источник: Carreiras, M., Seghier, M. L., Baquero, S., Estévez, A., Lozano, A., Devlin, J. T., & Price, C. J. (2009). An anatomical signature for literacy. Nature, 461(7266), 983–986. DOI:10.1038/nature08461