На площадке пресс-центра ТАСС состоялась дискуссия «Дислексия в фокусе: понимание и поддержка», организованная совместно с ВЦИОМ и фондом «Сила слова». Участники — депутаты Госдумы, ученые, педагоги и общественные деятели — обсудили, почему проблема дислексии в России остается невидимой, как она влияет на жизнь миллионов людей и что можно изменить уже сейчас. В качестве эксперта на дискуссии выступил научный руководитель SLOGY Александр Николаевич Корнев.

Невидимая проблема с масштабными последствиями
Обсуждение проблем дислексии началось с обнародования статистических данных — ВЦИОМ совместно с фондом содействия людям с дислексией «Сила слова» провели самое масштабное на сегодняшний день исследование по этому вопросу. Как обозначил Даниил Ермолаев, директор по развитию ВЦИОМ-Консалтинг, опросить удалось 3200 россиян.

Он представил актуальные статистические данные:
- 80% родителей отмечают у своих детей трудности с чтением и письмом;
- 53% родителей замечают детей с проблемами с чтением и письмом в окружении своих детей;
- 17% россиян уверенно понимают, что такое дислексия;
- 39% опрошенных знают о дислексии в общих чертах;
- 21% услышали этот термин впервые во время опроса;
- 17% сталкивались с дислексией лично или у ближайших родственников.
При этом большинство респондентов убеждены: дислексия влияет на качество жизни и в детстве, и во взрослом возрасте (83% и 73% соответственно).
«По мнению россиян, основные последствия дислексии у детей — образовательные и психоэмоциональные проблемы. Респонденты упоминают такие трудности, как отставание в учебе, снижение самооценки и мотивации, а также буллинг. Это связано с тем, что система образования традиционно ориентирована на «среднего» ученика и не приспособлена к работе с детьми с нейропсихологическими особенностями, такими как дислексия. Это приводит к неуспехам в учебе и, как следствие, к негативным психоэмоциональным последствиям. Многие также указывают на трудности с социальной адаптацией и негативное влияние на трудоустройство в будущем. Довольно распространено и мнение о влиянии дислексии на развитие негативного поведения», — говорится в результатах опроса ВЦИОМ.

По данным исследования, сами дислексики и люди, знакомые с проблемой через родственников, уверены: главная проблема — обучение (71%). На втором месте — нехватка квалифицированной помощи. Далее идут психоэмоциональные трудности (46%), проблемы с социальной адаптацией (39%) и сложности с получением профессии и трудоустройством. Эта оценка показывает, что в России инфраструктура помощи людям с дислексией по-прежнему недостаточно развита.
Большинство опрошенных (92%) уверены, что людям с дислексией необходима образовательная поддержка, а 95% считают, что учителя в школах должны уметь выявлять признаки дислексии.
«То есть не родитель должен приходить, общаться с учителем, рассказывать об особенностях ребенка. Нет — сам учитель должен это фиксировать и по-другому выстраивать взаимодействие с таким ребенком», — прокомментировал Ермолаев.
Вопрос о реальной помощи детям в школах вызвал споры — мнения разделились. «В то же время тезис о том, что таких детей будут воспринимать как обычных учеников, которым просто нужно больше времени и внимания, разделяют шесть из десяти, но почти треть с ним не согласна», — говорится в отчете.
Интересный момент: родители, столкнувшиеся с дислексией в семье, чаще пессимистически оценивают возможную поддержку. Они считают, что ребенок, скорее всего, не получит помощи и будет восприниматься как ленивый или хулиган.

«Вероятно, это результат личного опыта. Эмоциональное восприятие проблемы родителями, столкнувшимися с ней, отражает их разочарование в системе образования и отсутствие реальной поддержки», — считают эксперты ВЦИОМ.
Многие родители уверены: дислексия у ребенка — повод для травли. Такие дети получают ярлык «лентяя», и одноклассники вряд ли будут им помогать.
Как появляется и проявляется дислексия
Доктор психологических наук Александр Николаевич Корнев в своей речи рассказал о разнице вариантов трудностей с чтением. Первая – временные сложности: запаздывание, незначительное нарушение, трудности в чтении – с этим может справиться и учитель в классе. Дислексия – это стойкая неспособность научиться читать в условиях школьного обучения. И, как правило, без помощи специалистов ребенок не справится с такой проблемой. И даже когда необходимая помощь оказывается, коррекция занимает очень много времени.
«По нашим исследованиям, дислексия есть примерно у 5% от детского населения. Это случаи стойкого, трудно устранимого нарушения чтения, настолько стойкого, что во многих случаях это остается и во взрослом возрасте. То есть ребенок-дислексик вырастает и остается взрослым дислексиком. Многим очевидно, что в наше цифровое время, когда много информации дается в виде текстов, это создает очень много проблем», – отметил Александр Корнев.
По данным исследований, значительную долю в появлении дислексии у ребенка составляет наследственность – 60–70%. Например, на базе онлайн-платформы SLOGY был проведен опрос порядка 500 родителей детей с дислексией: примерно 50% опрошенных признали наличие проблем с чтением в семье по отцовской линии, по материнской линии порядка четверти. «Разумеется, могут быть варианты, тем не менее, это совершенно очевидно, что наследственность – серьезный фактор, и поэтому иногда мы трудности в чтении и письме обнаруживаем в нескольких поколениях», – отметил профессор Корнев.
Еще одна частая причина, которая влияет на развитие дислексии у ребенка – перинатальные трудности: осложнения беременности или родов. Они могут приводить к микроповреждениям головного мозга, которые до определенного возраста незаметны и становятся очевидными только когда ребенок идет в школу. «И, наконец, не причина, но влияющий фактор – это сама обстановка обучения грамоте: программа, темпы, учебники. Они могут быть более сложными или менее сложными, могут затруднять сам процесс для детей или, наоборот, облегчать. То есть педагогика может быть разной, и соответственно, при наличии признаков риска это может или затруднить, или даже препятствовать какой-либо динамике», – подчеркнул Александр Корнев.
По оценке профессора, основная сложность, с которой сталкиваются дети с дислексией – слогослияние и опознание слова целиком. Небольшой процент детей также сталкивается со сложностями с буквами, но таких детей меньше половины. Главное, что должны знать все родители – чем раньше диагностировать дислексию или риск ее появления и начать коррекцию, тем легче будет справиться с проблемой. Современные методики позволяют выявлять группы риска раньше, чем ребенок поступит в первый класс и действительно столкнется с проблемами, уже в 5–6 лет.
«Но даже в этом случае нет гарантии полного устранения дислексии. Это требует длительной, комплексной работы с участием логопеда, психолога, врача и, при необходимости, медикаментозной поддержки», – отметил профессор.
Без помощи дислексия может привести к страху чтения, а в тяжелых случаях — к страху школы. Это может вызвать депрессию, девиантное поведение и даже склонность к зависимостям. Сложности в чтении могут отбить у ребенка все желание читать. У многих детей с дислексией наблюдается не только неприязнь к задаче читать, но и страх – страх чтения, который называют фобией чтения. Более того, у некоторых это генерализуется на всю систему школьного обучения: страх школы как таковой.
«Трудности чтения переживаются особенно остро – ведь это базовое умение, необходимое везде. И постоянные психотравмирующие переживания могут привести к школьной дезадаптации, снижению социального статуса и самооценки. В самых серьезных случаях развивается депрессия. А в некоторых случаях – и делинквентность (то есть мелкие правонарушения), и даже тяготение к наркоманическому поведению. То есть стресс и фрустрация могут разными путями канализироваться и вызывать дезадаптацию в разных вариантах. Но в целом социальный статус сначала ребенка, потом подростка, как правило, низок, потому что традиционно успех в школе – это, по сути, критерий успешности вообще для детей», – подытожил Александр Корнев.
При этом, если не скорректировать вовремя, дислексия в 18 лет никуда не уйдет – взрослые также сталкиваются со сложностями в чтении. А это один из важнейших навыков и в быту, и на работе.
Разрыв между возможностями и реальностью
Елена Ворошилова, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», отметила, что некоторая законодательная база существует. В нее входят:
- право на особые условия сдачи экзаменов (ОГЭ);
- возможность отказа от оценки техники чтения.
Однако, чтобы воспользоваться этими мерами, необходимо пройти ПМПК и получить статус ОВЗ. Учителя могут лишь рекомендовать родителям пройти комиссию.
Анна Савина, президент фонда «Сила слова», подчеркнула:
«Учителя перегружены, родители боятся "клейма", а логопедов в школах катастрофически не хватает. Мы создаем кабинеты поддержки, но это капля в море».
Что нужно изменить, чтобы помощь детям с дислексией стала доступнее
Участники дискуссии предложили конкретные шаги:
1. Массовый скрининг в детских садах – выявлять риски до школы;
2. Обучение педагогов – распознавать дислексию, а не считать ее ленью;
3. Создание специальных учебников и программ для детей с дислексией;
4. Стандартизированные критерии оценки для ПМПК: в настоящее время единых критериев нет, и часто дети с дислексией не получают статус ОВЗ;
5. Информационная кампания – разрушать мифы среди родителей;
6. Государственно-частное партнерство – привлекать бизнес к финансированию программ.
Только объединив усилия, можно помочь детям с дислексией избавиться от нее полностью или скорректировать до такого уровня, который не будет в значительной степени мешать жизни.