Подростки пытаются выяснить для себя, кто они и как им вести себя с другими людьми. Их бросает из одной крайности в другую: они одновременно упрямы и податливы, самоуверенны и нерешительны, общительны и застенчивы. Семья и школа могут способствовать развитию подростка, позволяя ему проявлять себя как личность в различных ситуациях, с условием, что это не представляет опасности, требует усилий и приносит удовлетворение.
Подростки жаждут новых идей. Они учатся, применяя эти идеи к своей жизни. «Как это меня касается?» и «Почему это меня касается?». В этом возрасте большинство молодых людей начинает задумываться об абстрактных понятиях, таких как «справедливость» и «независимость». Они делают выводы и предположения, опираясь на доступную информацию. Но не всегда это получается гладко и логично. Сегодня они борются за охрану окружающей среды, а завтра не желают даже сортировать мусор.
Эти годы чрезвычайно важны для развития грамотности. Подростки много времени проводят вне школы, общаясь с друзьями и пользуясь различными технологическими устройствами для связи с окружающим миром. Одновременно они могут обмениваться друг с другом сообщениями, слушать музыку, болтать по телефону, слоняться по Интернету и делать уроки! Всё это помогает подросткам попробовать свои силы, проявить себя разными способами, применить чтение и письмо к собственной жизни и использовать язык, чтобы найти смысл своего существования.
Советы родителям для дома
Говорение и слушание
- Обсуждайте с подростком интересующие его предметы: будь то музыка, видеоигры или модная одежда. Не говорите с ним свысока, но и не старайтесь ему угодить – будьте естественны.
- Спросите, что он думает по тому или другому поводу и внимательно выслушайте ответ. Относитесь с уважение к его мнению, но требуйте обоснований.
Чтение
- Приучайте подростка читать и рассказывать истории младшим братьям и сёстрам или бабушкам и дедушкам.
- Следите, чтобы он читал с различными целями (найти информацию о популярном певце или спортивном событии).
- Старайтесь добиться, чтобы он обдумывал то, что прочитал или написал.
- Говорите с ним о том, что он читает.
- Поощряйте ребенка задавать вам вопросы о незнакомых словах, встретившихся в тексте, и доходчивым языком объясняйте значения этих слов.
- Задавайте вопросы и делитесь собственным опытом.
- Регулярно ходите вместе в библиотеку.
- Помогайте ему выбрать доступные ему книги и материалы для самостоятельного чтения.
- Поставьте перед ним цель прочесть за год не менее 25 книг разных жанров (включая произведения художественной и нехудожественной литературы).
- Не выбрасывайте детские книжки и не удивляйтесь, что ваш тинэйджер с удовольствием их перечитывает.
- Отведите дома специальное место для чтения, где можно удобно устроиться с интересной книгой, журналом, газетой, комиксом или любым другим изданием.
Письмо
- Посоветуйте подростку вести дневник для записи собственных мыслей и чувств и уважайте неприкосновенность этой тетради.
- Предоставьте ему всё, что пробуждает в нём стремление к письму: спокойное место, новый блокнот с цветной бумагой, цветные ручки и другие письменные принадлежности, а также компьютер, словарь, книгу цитат или негромкую музыку.
- Побуждайте его делиться написанным: прикрепить страничку магнитом к холодильнику, отправить копии родственникам или друзьям или прочесть своё сочинение на молодёжном мероприятии или семейной встрече.
- Научите его пользоваться Интернетом.
- Помогите ребёнку найти безопасные блоги, создать собственную или семейную страницу (где можно поделиться своими интересами, не раскрывая при этом персональной информации), поместить свои сочинения в онлайновом молодёжном журнале и выбрать соответствующие возрасту интерактивные вебсайты.
Что подростки делают в школе
Говорение и слушание
- Учатся внимательно выслушивать других и проявлять уважение к собеседникам.
- В течение школьного дня беседуют друг с другом и учителями.
- Осознают, что манера выражения передаёт смысл высказывания (иронию, энтузиазм, юмор).
- Собирают разностороннюю информацию из многочисленных источников. Применяют полученную информацию и объективные сведения с целью убедить слушателей.
- Представляют информацию в различных форматах (5–7-минутные устные сообщения, доклады, дебаты, круглые столы).
Чтение
- Читают на каждом уроке различные тексты, включая литературные, информационные, биографические и журнальные.
- Пользуются знанием корней слов (например, заимствований из латыни) и однокоренных слов (сходных слов на двух языках) чтобы понять значение нового слова.
- Овладевают лексикой различных академических дисциплин.
- Применяют стратегии чтения для понимания читаемого (ставят вопросы, перечитывают, сопоставляют новые идеи с уже известными, подводят итоги, выявляют авторскую точку зрения).
- Следят за развитием характеров персонажей произведения.
- Дают оценку прочитанному: Хорошо ли это написано? Правдиво ли? Достаточно ли обоснованы главные идеи автора?
- Рассматривают прочитанное в применении к уже имеющимся знаниям и собственному опыту.
- Участвуют в работе книжных клубов и пользуются другими возможностями, чтобы поделиться своими мыслями о книгах с другими учащимися.
Письмо
- Пишут на всех уроках.
- Делают выписки из книг и записывают объяснения учителя.
- Пишут с разными целями: отклик на прочитанную книгу, сопоставление и противопоставление элементов текста, обмен информацией, сочинение истории, стихотворения или пьесы, убеждение кого-либо.
- Пишут эссе, доклады или тексты другого характера с использованием идей и информации из различных источников.
- Применяют различные методики для планирования и организации своих письменных работ (например, ведение записных книжек, конспекты и графики).
- Редактируют свои письменные работы, чтобы придать им законченный характер.
- Выставляют свои работы на стендах, публикуют в школьных газетах, участвуют в конкурсах письменных работ, представляют на сцене или делают устные презентации.
Читайте также: Что такое грамотность и как ее развивать: 35 советов родителям.
Список рекомендованных книг для 5-8 классов
Пяти-, шести-, семи- и восьмиклассники по-прежнему любят, когда им вслух читают интересные книги. Они также с удовольствием читают самостоятельно. Попросите библиотекаря или учителя предложить вам и другие интересные книги. Эти и другие книги можно получить:
- в школьной библиотеке;
- в ближайшей публичной библиотеке.
5 класс
Книги |
Как использовать |
Гендерная ориентация |
«Вещи 20 века в рисунках и фотографиях» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Каменный-цветок», «Данила-мастер», «Огневушка-Поскакушка» |
Читает взрослый |
Для всех |
«Лисица и виноград»
|
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Му-Му!» |
Читает взрослый |
Для всех |
Поэзия А.С. Пушкина, А. Блока, С. Есенина |
Читает взрослый |
Для всех |
«Рыбак и рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» |
Совместное чтение (помощь взрослых) |
Для всех |
«Музыка» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Таинственный остров» |
Совместное чтение (помощь взрослых) |
Преимущественно мальчикам |
«Кентервильское приведение» |
Совместное чтение (помощь взрослых) |
Для всех |
«Дикий робот» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Грибной дождь для героя» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Кукла» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно девочкам |
«Вафельное сердце» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно девочкам |
«Дерево желаний» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«С Барнаби Бракетом случилось ужасное» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Богатырь», «Карась-идеалист», «Коняга», «Медведь на воеводстве» |
Совместное чтение |
Для всех |
«Волшебное кольцо», «Никита», «Неизвестный цветок», «Разноцветная бабочка» |
Совместное чтение |
Для всех |
6 класс
«Знаменитый сыщик Калле Глюмквист» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Хоббит или туда и обратно» |
Читает взрослый |
Для всех |
«Сахарный ребенок» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Белый клык» |
Читает взрослый |
Для всех |
«Хильда и Троль» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Время всегда хорошее» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Остров сокровищ» |
Совместное чтение (помощь взрослых) |
Для всех |
«Чудо» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Чучело» |
Совместное чтение (помощь взрослых) |
Преимущественно мальчикам |
«Дракон» |
Совместное чтение (помощь взрослых) |
Для всех |
«Мой дедушка был вишней» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно девочкам |
«Суд Божий над епископом» |
Совместное чтение |
Для всех |
«Перчатка» |
Совместное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Повесть о рыжей девочке» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно девочкам |
«Тайны анатомии» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Остров в море» (тетралогия) |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Джельсомино в стране лжецов», «Сказки по телефону» |
Совместное чтение |
Для всех |
«Беглецы» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
7-8 классы
Книги |
Как использовать |
Гендерная ориентация |
В. Теркин, А. Твардовский |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Трудно быть богом» |
Читает взрослый |
Для всех |
«Спаситель и сын» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Рассказы» |
Читает взрослый |
Для всех |
«Comedy QUEEN» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно девочкам |
«Битвы по средам» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Повелитель мух» |
Совместное чтение (помощь взрослых) |
Для всех |
«Князь серебряный» |
Совместное чтение |
Для всех |
«Приключения Оливера Твиста» |
Совместное чтение (помощь взрослых) |
Преимущественно мальчикам |
«Убить пересмешника» |
Совместное чтение (помощь взрослых) |
Для всех |
«Цветы для Элджернона» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно девочкам |
«Класс коррекции» |
Совместное чтение |
Для всех |
«Миргород» |
Совместное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» |
Совместное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Дающий» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Два капитана» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Кондуит и Швамбрания» |
Совместное чтение |
Для всех |
«Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно мальчикам |
Материал подготовлен на основе публикации некоммерческой организации New Visions For Public Schools при поддержке Департамента образования Нью-Йорка.