Развитие навыков грамотности с 5 по 8 классы

  • 501

Время прочтения 7 мин

Подростки пытаются выяснить для себя, кто они и как им вести себя с другими людьми. Их бросает из одной крайности в другую: они одновременно упрямы и податливы, самоуверенны и нерешительны, общительны и застенчивы. Семья и школа могут способствовать развитию подростка, позволяя ему проявлять себя как личность в различных ситуациях, с условием, что это не представляет опасности, требует усилий и приносит удовлетворение.

Подростки жаждут новых идей. Они учатся, применяя эти идеи к своей жизни. «Как это меня касается?» и «Почему это меня касается?». В этом возрасте большинство молодых людей начинает задумываться об абстрактных понятиях, таких как «справедливость» и «независимость». Они делают выводы и предположения, опираясь на доступную информацию. Но не всегда это получается гладко и логично. Сегодня они борются за охрану окружающей среды, а завтра не желают даже сортировать мусор. 

Как развивать грамотность в 5-8 классах?

Эти годы чрезвычайно важны для развития грамотности. Подростки много времени проводят вне школы, общаясь с друзьями и пользуясь различными технологическими устройствами для связи с окружающим миром. Одновременно они могут обмениваться друг с другом сообщениями, слушать музыку, болтать по телефону, слоняться по Интернету и делать уроки! Всё это помогает подросткам попробовать свои силы, проявить себя разными способами, применить чтение и письмо к собственной жизни и использовать язык, чтобы найти смысл своего существования.

Советы родителям для дома

Говорение и слушание

  1. Обсуждайте с подростком интересующие его предметы: будь то музыка, видеоигры или модная одежда. Не говорите с ним свысока, но и не старайтесь ему угодить – будьте естественны.
  2. Спросите, что он думает по тому или другому поводу и внимательно выслушайте ответ. Относитесь с уважение к его мнению, но требуйте обоснований.

Чтение

  1. Приучайте подростка читать и рассказывать истории младшим братьям и сёстрам или бабушкам и дедушкам.
  2. Следите, чтобы он читал с различными целями (найти информацию о популярном певце или спортивном событии).
  3. Старайтесь добиться, чтобы он обдумывал то, что прочитал или написал.
  4. Говорите с ним о том, что он читает.
  5. Поощряйте ребенка задавать вам вопросы о незнакомых словах, встретившихся в тексте, и доходчивым языком объясняйте значения этих слов.
  6. Задавайте вопросы и делитесь собственным опытом.
  7. Регулярно ходите вместе в библиотеку.
  8. Помогайте ему выбрать доступные ему книги и материалы для самостоятельного чтения.
  9. Поставьте перед ним цель прочесть за год не менее 25 книг разных жанров (включая произведения художественной и нехудожественной литературы).
  10. Не выбрасывайте детские книжки и не удивляйтесь, что ваш тинэйджер с удовольствием их перечитывает.
  11. Отведите дома специальное место для чтения, где можно удобно устроиться с интересной книгой, журналом, газетой, комиксом или любым другим изданием.

Письмо

  1. Посоветуйте подростку вести дневник для записи собственных мыслей и чувств и уважайте неприкосновенность этой тетради.
  2. Предоставьте ему всё, что пробуждает в нём стремление к письму: спокойное место, новый блокнот с цветной бумагой, цветные ручки и другие письменные принадлежности, а также компьютер, словарь, книгу цитат или негромкую музыку.
  3. Побуждайте его делиться написанным: прикрепить страничку магнитом к холодильнику, отправить копии родственникам или друзьям или прочесть своё сочинение на молодёжном мероприятии или семейной встрече.
  4. Научите его пользоваться Интернетом.
  5. Помогите ребёнку найти безопасные блоги, создать собственную или семейную страницу (где можно поделиться своими интересами, не раскрывая при этом персональной информации), поместить свои сочинения в онлайновом молодёжном журнале и выбрать соответствующие возрасту интерактивные вебсайты.
Как научить грамоте ребенка в 5-8 классе?

Что подростки делают в школе

Говорение и слушание

  1. Учатся внимательно выслушивать других и проявлять уважение к собеседникам.
  2. В течение школьного дня беседуют друг с другом и учителями.
  3. Осознают, что манера выражения передаёт смысл высказывания (иронию, энтузиазм, юмор).
  4. Собирают разностороннюю информацию из многочисленных источников. Применяют полученную информацию и объективные сведения с целью убедить слушателей.
  5. Представляют информацию в различных форматах (5–7-минутные устные сообщения, доклады, дебаты, круглые столы).

Чтение

  1. Читают на каждом уроке различные тексты, включая литературные, информационные, биографические и журнальные.
  2. Пользуются знанием корней слов (например, заимствований из латыни) и однокоренных слов (сходных слов на двух языках) чтобы понять значение нового слова.
  3. Овладевают лексикой различных академических дисциплин.
  4. Применяют стратегии чтения для понимания читаемого (ставят вопросы, перечитывают, сопоставляют новые идеи с уже известными, подводят итоги, выявляют авторскую точку зрения).
  5. Следят за развитием характеров персонажей произведения.
  6. Дают оценку прочитанному: Хорошо ли это написано? Правдиво ли? Достаточно ли обоснованы главные идеи автора?
  7. Рассматривают прочитанное в применении к уже имеющимся знаниям и собственному опыту.
  8. Участвуют в работе книжных клубов и пользуются другими возможностями, чтобы поделиться своими мыслями о книгах с другими учащимися.
Навыки грамотности в средней школе

Письмо

  1. Пишут на всех уроках.
  2. Делают выписки из книг и записывают объяснения учителя.
  3. Пишут с разными целями: отклик на прочитанную книгу, сопоставление и противопоставление элементов текста, обмен информацией, сочинение истории, стихотворения или пьесы, убеждение кого-либо.
  4. Пишут эссе, доклады или тексты другого характера с использованием идей и информации из различных источников.
  1. Применяют различные методики для планирования и организации своих письменных работ (например, ведение записных книжек, конспекты и графики).
  2. Редактируют свои письменные работы, чтобы придать им законченный характер.
  3. Выставляют свои работы на стендах, публикуют в школьных газетах, участвуют в конкурсах письменных работ, представляют на сцене или делают устные презентации.

Список рекомендованных книг для 5-8 классов

Пяти-, шести-, семи- и восьмиклассники по-прежнему любят, когда им вслух читают интересные книги. Они также с удовольствием читают самостоятельно. Попросите библиотекаря или учителя предложить вам и другие интересные книги. Эти и другие книги можно получить:

  1. в школьной библиотеке;
  2. в ближайшей публичной библиотеке.

5 класс

Книги

Как использовать

Гендерная ориентация

«Вещи 20 века в рисунках и фотографиях»
Л. Беловинский

Самостоятельное чтение

Для всех

«Каменный-цветок», «Данила-мастер», «Огневушка-Поскакушка»
П.Бажов

Читает взрослый

Для всех

«Лисица и виноград»
Жан де Лафонтен

 

Самостоятельное чтение

Для всех

«Му-Му!»
Иван Тургенев

Читает взрослый

Для всех

Поэзия А.С. Пушкина, А. Блока, С. Есенина

Читает взрослый

Для всех

«Рыбак и рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград»
Эзоп

Самостоятельное чтение

Для всех

«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»
Марк Твен

Совместное чтение (помощь взрослых)

Для всех

«Музыка»
А. Лиханов

Самостоятельное чтение

Для всех

«Таинственный остров»
Жюль Верн

Совместное чтение (помощь взрослых)

Преимущественно мальчикам

«Кентервильское приведение»
Оскар Уальд

Совместное чтение (помощь взрослых)

Для всех

«Дикий робот»
Питер Браун

Самостоятельное чтение

Преимущественно мальчикам

«Грибной дождь для героя»
Дарья Вильке

Самостоятельное чтение

Для всех

«Кукла»
Г. Черкашин

Самостоятельное чтение

Преимущественно девочкам

«Вафельное сердце»
Мария Парр

Самостоятельное чтение

Преимущественно девочкам

«Дерево желаний»
Кэтрин Эппгейт

Самостоятельное чтение

Для всех

«С Барнаби Бракетом случилось ужасное»
Джон Бойн

Самостоятельное чтение

Преимущественно мальчикам

«Богатырь», «Карась-идеалист», «Коняга», «Медведь на воеводстве»
С. Щедрин

Совместное чтение

Для всех

«Волшебное кольцо», «Никита», «Неизвестный цветок», «Разноцветная бабочка»
А. Платонов

Совместное чтение

Для всех

6 класс

«Знаменитый сыщик Калле Глюмквист»
Астрид Линдгрен

Самостоятельное чтение

Для всех

«Хоббит или туда и обратно»
Джон Рональд, Руэл Толкин

Читает взрослый

Для всех

«Сахарный ребенок»
Ольга Громова

Самостоятельное чтение

Для всех

«Белый клык»
Джек Лондон

Читает взрослый

Для всех

«Хильда и Троль»
Люк Бессон

Самостоятельное чтение

Для всех

«Время всегда хорошее»
Е.Пастернак, А. Жвалевский

Самостоятельное чтение

Для всех

«Остров сокровищ»
Роберт Льюис Стивенсон

Совместное чтение (помощь взрослых)

Для всех

«Чудо»
Р.Дэн Палассио

Самостоятельное чтение

Для всех

«Чучело»
В. Железняков

Совместное чтение (помощь взрослых)

Преимущественно мальчикам

«Дракон»
Е. Шварц

Совместное чтение (помощь взрослых)

Для всех

«Мой дедушка был вишней»
Анжело Нанетти

Самостоятельное чтение

Преимущественно девочкам

«Суд Божий над епископом»
Р. Саути

Совместное чтение

Для всех

«Перчатка»
Ф. Шиллер

Совместное чтение

Преимущественно мальчикам

«Повесть о рыжей девочке»
Лидия Будогоская

Самостоятельное чтение

Преимущественно девочкам

«Тайны анатомии»
Кэрол Доннер

Самостоятельное чтение

Для всех

«Остров в море» (тетралогия)
Анника Тор

Самостоятельное чтение

Преимущественно мальчикам

«Джельсомино в стране лжецов», «Сказки по телефону»
Д. Родари

Совместное чтение

Для всех

«Беглецы»
Ульф Старк

Самостоятельное чтение

Для всех

7-8 классы

Книги

Как использовать

Гендерная ориентация

В. Теркин, А. Твардовский

Самостоятельное чтение

Преимущественно мальчикам

«Трудно быть богом»
Аркадий и Борис Стругацкие

Читает взрослый

Для всех

«Спаситель и сын»
Мари Од Мюрай

Самостоятельное чтение

Для всех

«Рассказы»
М. Зощенко

Читает взрослый

Для всех

«Comedy QUEEN»
Йенни Йегерфельд

Самостоятельное чтение

Преимущественно девочкам

«Битвы по средам»
Терри Шмидт

Самостоятельное чтение

Преимущественно мальчикам

«Повелитель мух»
Уильям Голдинг

Совместное чтение (помощь взрослых)

Для всех

«Князь серебряный»
А.К. Толстой

Совместное чтение

Для всех

«Приключения Оливера Твиста»
Ч. Диккенс

Совместное чтение (помощь взрослых)

Преимущественно мальчикам

«Убить пересмешника»
Харпер Ли

Совместное чтение (помощь взрослых)

Для всех

«Цветы для Элджернона»
Дэниел Киз

Самостоятельное чтение

Преимущественно девочкам

«Класс коррекции»
Е. Мурашова

Совместное чтение

Для всех

«Миргород»
Н. Гоголь

Совместное чтение

Преимущественно мальчикам

«Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»
А.Н. Толстой

Совместное чтение

Преимущественно мальчикам

«Дающий»
Лоис Лоури

Самостоятельное чтение

Для всех

«Два капитана»
В. Каверин

Самостоятельное чтение

Преимущественно мальчикам

«Кондуит и Швамбрания»
Л.А. Кассиль

Совместное чтение

Для всех

«Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»
Р.И. Фраерман

Самостоятельное чтение

Преимущественно мальчикам

 

Материал подготовлен на основе публикации некоммерческой организации New Visions For Public Schools при поддержке Департамента образования Нью-Йорка.

Читайте также

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта.

Продолжая пользование данным сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.