Дети поступают в первый класс с различными уровнями чтения. Некоторые читают уверенно, другие читать только начинают, а кто-то читать не умеет совсем. К концу учебного года большинство детей повышают свой уровень чтения, могут обобщить содержание прочитанного и отвечать на вопросы по тексту.
Выработка навыков письма у первоклассников непосредственно связана с их умением читать и слушать. Ребёнок, знакомый с разными историями, знает, как самому придумать рассказ. Некоторые дети хорошо пишут, едва поступив в первый класс, другим это даётся с трудом.
Читайте также: Что такое грамотность и как ее развивать: 35 советов родителям.
Многие второклассники понимают важность чтения и стремятся научиться хорошо читать. Во втором классе дети любят слушать более сложные книжки, а некоторые начинают читать книжки, разделённые на главы.
В письменном творчестве второклассников начинает проглядывать индивидуальность. Многие дети пишут для развлечения. Они пытаются выдумывать новые типы историй, иногда в подражание любимым книгам и писателям.
Рекомендации родителям для дома
Говорение и слушание
- Читайте и пишите с ребёнком.
- Говорите о том, что вы делали вместе. Просите его поделиться с вами впечатлениями или рассказать, что говорили другие.
- Обсуждайте с ним то, что он прочитал или написал.
- Задавайте вопросы, если не можете разобрать, что он пытается сказать.
- Играйте с ним в словесные игры.
- Побуждайте его использовать в речи новые слова.
- Просите рассказать о его интересах и увлечениях.
Чтение
- Ежедневно читайте с ребёнком. Продолжайте чтение вслух и просите его почитать вам. Обсуждайте то, что ему запомнилось, заставило задуматься или удивило.
- Хвалите его за чтение. Не перебивайте его, если ошибки не препятствуют пониманию текста. Помогайте ему «озвучивать» слова с помощью картинок и прочтения букв и слогов.
- Поощряйте ребенка задавать вам вопросы о незнакомых словах, встретившихся в тексте, и доходчивым языком объясняйте значения этих слов.
- Просите его рассказать об истории, которую вы читаете вместе. Предложите угадать, что случится дальше и как поступят герои.
- Вместе возьмите книги в библиотеке.
- Советуйте ребёнку читать разные книги (рассказы, книжки-картинки, стихи, документальные книжки) и всё, что он видит вокруг (газеты, вывески, надписи на коробках).
- Просите его прочесть вам его собственное сочинение и поговорите о нём.
Письмо
- Предложите ребёнку написать за вас письмо родственнику или составить список продуктов перед походом в магазин. Оставляйте ему записки и просите, чтобы он писал вам.
- Дайте ему возможность пользоваться при письме различными принадлежностями, включая даже компьютер, если он у вас есть.
Развитие грамотности в школе
Говорение и слушание
- Дети рассказывают или представляют истории в лицах.
- Делятся мыслями и наблюдениями с одноклассниками и учителями.
- Обсуждают книги, рассказы и мнения с одноклассниками и учителями.
- Рассказывают о своей семье.
- Говорят выразительно с привлечением соответствующей случаю жестикуляции.
Чтение
- Находят звуко-буквенные соответствия, чтобы понять незнакомые слова, состоящие более чем из одного слога, учатся читать по слогам и целым словом.
- Изучают слова, выясняя их значение, подбирая родственные слова и наблюдая за различиями в их использовании.
- Читают свободно, без ошибок и с выражением книги, предусмотренные для данного уровня обучения.
- Учатся выбирать книжки , соответствующие их уровню чтения.
- Получают удовольствие от чтения и письма, говорят о том, что понравилось и делятся рекомендациями.
- Применяют различные способы преодоления трудностей при чтении: проговаривают слова вслух, находят знакомые составные части слов или родственных слов, уясняют значение слова по контексту.
- Задают вопросы и перечитывают текст, чтобы уяснить для себя смысл прочитанного.
- Читают, чтобы найти необходимую информацию.
Письмо
- Знакомятся с различными типами письменной речи (заводят блокнот для записи любимых слов, пишут записки друзьям).
- Пишут предложения в логической последовательности.
- Придумывают собственные истории и истории о себе и записывают их.
- Пишут или рисуют картинки, чтобы поделиться знаниями по теме или впечатлениями.
- Обсуждают свои письменные работы.
- Знают правописание часто употребляемых слов и пользуются словарём для проверки написания новых слов.
- Пользуются знаками препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки) и заглавными буквами.
Советы по выбору самых подходящих книг
Вместе с ребёнком:
- прочтите название книги;
- прочтите описание на обложке книги;
- просмотрите оглавление;
- прочтите одну-две страницы.
Спросите ребёнка:
- Как ты думаешь, о чём эта книга?
- Тебе это интересно?
Книга подходит, если:
- тема интересует ребёнка;
- ребёнок может самостоятельно прочесть 95% слов на странице;
Книга слишком трудная, если:
- на странице книги более пяти слов которые ребёнок не может прочесть самостоятельно (если вы не собираетесь читать ему вслух);
- ребёнок не понимает того, что он читает
Список рекомендованных книг для 1-2 класса
Список книг, рекомендуемых для детей этого возраста. Какие-то книги вы будете читать ребёнку, какие-то он прочтёт вам.
Попросите библиотекаря или учителя предложить вам и другие интересные книги.
Эти и другие книги можно получить:
- в ближайшей публичной библиотеке.
- в школьной библиотеке
1 класс
Книги |
Как использовать |
Гендерная ориентация |
«Попалась, которая кусалась» М. Зощенко |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Про Веру и Анфису» Э. Успенский |
Читает взрослый |
Для всех |
«Золотой ключик» (адаптированный вариант с большими картинками) А. Толстой |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Эмиль из Леннеберги» А. Лингрен |
Читает взрослый |
Для всех |
«Крошка Енот и тот, кто сидел в пруду» Лилиан Мур |
Совместное чтение (помощь взрослых) |
Для всех |
«Улитка и Кит» Джулия Дональдсон |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Про котенка Яшу» Леонид Каминский |
Совместное чтение (помощь взрослых) |
Для всех |
«Полосатый» Настя Коваленкова |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Кикерик у себя дома» Мария Вайсман |
Совместное чтение (помощь взрослых) |
Преимущественно мальчикам |
«Дома мира» Ольга Колпакова |
Совместное чтение (помощь взрослых) |
Преимущественно мальчикам |
«Маяки – помощники капитанов» Алена Васнецова |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Синичкин календарь» В. Бианки |
Совместное чтение |
Для всех |
«Городок в табакерке» В. Одоевский |
Совместное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Морозко» |
Совместное чтение |
Преимущественно девочкам |
«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Снегурочка» Е. Чеповецкий |
Совместное чтение |
Преимущественно девочкам |
«Цветик-Семицветик» В. Катаев |
Совместное чтение |
Преимущественно девочкам |
«Волшебное кольцо» |
Совместное чтение |
Для всех |
2 класс
Книги |
Как использовать |
Гендерная ориентация |
«Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасов |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Фантомас», «Он упал на траву» и др. В. Драгунский |
Читает взрослый |
Для всех |
«Как Маша стала большой» и др. рассказы Е. Пермяк |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Село Городище» Л. Воронкова |
Читает взрослый |
Для всех |
«Рикки-Тикки-Тави» Р. Киплинг |
Совместное чтение (помощь взрослых) . |
Для всех |
«О чем думает моя голова» И. Пивоварова |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Чук и Гек» А. Гайдар |
Совместное чтение (помощь взрослых) |
Для всех |
«Анюткина утка» В. Бианки |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Мой добрый папа», «Тетрадки под дождем» В. Голявкин |
Совместное чтение (помощь взрослых) |
Преимущественно мальчикам |
«Кит плывет на север» А. Строкина |
Совместное чтение (помощь взрослых) |
Преимущественно мальчикам |
«Алый» Ю.Коваль |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Планета чудес» Н. Сладков |
Совместное чтение |
Для всех |
«Никита ищет море» Д. Вандербург |
Совместное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Амели и рыбка» Х. Бланш |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно девочкам |
«Записки охотника» и др. Е. Чарушин |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Разноцветные зверята» М. Пляцковский |
Совместное чтение |
Преимущественно девочкам |
«Тутта Карлсон Первая и единственная», «Людвиг Четырнадцатый и другие» Я. Экхольн |
Совместное чтение |
Преимущественно девочкам |
«Поход Аргонавтов за золотым руном. Мифы Древней Греции» (обязательно формат А4, иллюстрированный) |
Совместное чтение |
Для всех |
Материал подготовлен на основе публикации некоммерческой организации New Visions For Public Schools при поддержке Департамента образования Нью-Йорка.