Получите 30 уроков в подарок
00
:
00
:
00
Коррекция дислексии онлайн за 8 минут в день
Начните заниматься сегодня и получите месяц (30 уроков) в подарок
Коррекция дислексии
онлайн за 8 минут в день
00
:
00
:
00

Развитие навыков грамотности у младших школьников

  • 11487

Время прочтения 6 мин

Дети поступают в первый класс с различными уровнями чтения. Некоторые читают уверенно, другие читать только начинают, а кто-то читать не умеет совсем. К концу учебного года большинство детей повышают свой уровень чтения, могут обобщить содержание прочитанного и отвечать на вопросы по тексту. 

Выработка навыков письма у первоклассников непосредственно связана с их умением читать и слушать. Ребёнок, знакомый с разными историями, знает, как самому придумать рассказ. Некоторые дети хорошо пишут, едва поступив в первый класс, другим это даётся с трудом.

Читайте также: Что такое грамотность и как ее развивать: 35 советов родителям.

Многие второклассники понимают важность чтения и стремятся научиться хорошо читать. Во втором классе дети любят слушать более сложные книжки, а некоторые начинают читать книжки, разделённые на главы.

В письменном творчестве второклассников начинает проглядывать индивидуальность. Многие дети пишут для развлечения. Они пытаются выдумывать новые типы историй, иногда в подражание любимым книгам и писателям.

Навыки грамотности у младших школьников

Рекомендации родителям для дома

Говорение и слушание

  • Читайте и пишите с ребёнком.
  • Говорите о том, что вы делали вместе. Просите его поделиться с вами впечатлениями или рассказать, что говорили другие.
  • Обсуждайте с ним то, что он прочитал или написал.
  • Задавайте вопросы, если не можете разобрать, что он пытается сказать.
  • Играйте с ним в словесные игры.
  • Побуждайте его использовать в речи новые слова.
  • Просите рассказать о его интересах и увлечениях.

Чтение

  • Ежедневно читайте с ребёнком. Продолжайте чтение вслух и просите его почитать вам. Обсуждайте то, что ему запомнилось, заставило задуматься или удивило.
  • Хвалите его за чтение. Не перебивайте его, если ошибки не препятствуют пониманию текста. Помогайте ему «озвучивать» слова с помощью картинок и прочтения букв и слогов.
  • Поощряйте ребенка задавать вам вопросы о незнакомых словах, встретившихся в тексте, и доходчивым языком объясняйте значения этих слов.
  • Просите его рассказать об истории, которую вы читаете вместе. Предложите угадать, что случится дальше и как поступят герои.
  • Вместе возьмите книги в библиотеке.
  • Советуйте ребёнку читать разные книги (рассказы, книжки-картинки, стихи, документальные книжки) и всё, что он видит вокруг (газеты, вывески, надписи на коробках).
  • Просите его прочесть вам его собственное сочинение и поговорите о нём.
Грамматические и стилистические навыки

Письмо

  • Предложите ребёнку написать за вас письмо родственнику или составить список продуктов перед походом в магазин. Оставляйте ему записки и просите, чтобы он писал вам.
  • Дайте ему возможность пользоваться при письме различными принадлежностями, включая даже компьютер, если он у вас есть.

Развитие грамотности в школе

Говорение и слушание

  • Дети рассказывают или представляют истории в лицах.
  • Делятся мыслями и наблюдениями с одноклассниками и учителями.
  • Обсуждают книги, рассказы и мнения с одноклассниками и учителями.
  • Рассказывают о своей семье.
  • Говорят выразительно с привлечением соответствующей случаю жестикуляции.
Развитие грамотности у младших школьников

Чтение

  • Находят звуко-буквенные соответствия, чтобы понять незнакомые слова, состоящие более чем из одного слога, учатся читать по слогам и целым словом.
  • Изучают слова, выясняя их значение, подбирая родственные слова и наблюдая за различиями в их использовании.
  • Читают свободно, без ошибок и с выражением книги, предусмотренные для данного уровня обучения.
  • Учатся выбирать книжки , соответствующие их уровню чтения.
  • Получают удовольствие от чтения и письма, говорят о том, что понравилось и делятся рекомендациями.
  • Применяют различные способы преодоления трудностей при чтении: проговаривают слова вслух, находят знакомые составные части слов или родственных слов, уясняют значение слова по контексту.
  • Задают вопросы и перечитывают текст, чтобы уяснить для себя смысл прочитанного.
  • Читают, чтобы найти необходимую информацию.

Письмо

  • Знакомятся с различными типами письменной речи (заводят блокнот для записи любимых слов, пишут записки друзьям).
  • Пишут предложения в логической последовательности.
  • Придумывают собственные истории и истории о себе и записывают их.
  • Пишут или рисуют картинки, чтобы поделиться знаниями по теме или впечатлениями.
  • Обсуждают свои письменные работы.
  • Знают правописание часто употребляемых слов и пользуются словарём для проверки написания новых слов.
  • Пользуются знаками препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки) и заглавными буквами.

Советы по выбору самых подходящих книг

Вместе с ребёнком:

  • прочтите название книги;
  • прочтите описание на обложке книги;
  • просмотрите оглавление;
  • прочтите одну-две страницы.

Спросите ребёнка:

  • Как ты думаешь, о чём эта книга?
  • Тебе это интересно?

Книга подходит, если:

  • тема интересует ребёнка;
  • ребёнок может самостоятельно прочесть 95% слов на странице;

Книга слишком трудная, если:

  • на странице книги более пяти слов которые ребёнок не может прочесть самостоятельно (если вы не собираетесь читать ему вслух);
  • ребёнок не понимает того, что он читает

Список рекомендованных книг для 1-2 класса

Список книг, рекомендуемых для детей этого возраста. Какие-то книги вы будете читать ребёнку, какие-то он прочтёт вам.

Попросите библиотекаря или учителя предложить вам и другие интересные книги.

Эти и другие книги можно получить:

  • в ближайшей публичной библиотеке.
  • в школьной библиотеке

1 класс

Книги

Как использовать

Гендерная ориентация

«Попалась, которая кусалась»

М. Зощенко

Самостоятельное чтение

Для всех

«Про Веру и Анфису»

Э. Успенский

Читает взрослый

Для всех

«Золотой ключик» (адаптированный вариант с большими картинками)

А. Толстой

Самостоятельное чтение

Для всех

«Эмиль из Леннеберги»

А. Лингрен

Читает взрослый

Для всех

«Крошка Енот и тот, кто сидел в пруду»

Лилиан Мур

Совместное чтение (помощь взрослых)

Для всех

«Улитка и Кит»

Джулия Дональдсон

Самостоятельное чтение

Для всех

«Про котенка Яшу»

 Леонид Каминский

Совместное чтение (помощь взрослых)

Для всех

«Полосатый»

Настя Коваленкова

Самостоятельное чтение

Для всех

«Кикерик у себя дома»

Мария Вайсман

Совместное чтение (помощь взрослых)

Преимущественно мальчикам

«Дома мира»

Ольга Колпакова

Совместное чтение (помощь взрослых)

Преимущественно мальчикам

«Маяки – помощники капитанов»

Алена Васнецова

Самостоятельное чтение

Преимущественно мальчикам

«Синичкин календарь»

В. Бианки

Совместное чтение

Для всех

«Городок в табакерке»

В. Одоевский

Совместное чтение

Преимущественно мальчикам

«Морозко»

Совместное чтение

Преимущественно девочкам

«Как муравьишка домой спешил»

В. Бианки

Самостоятельное чтение

Для всех

«Снегурочка»

Е. Чеповецкий

Совместное чтение

Преимущественно девочкам

«Цветик-Семицветик»

В. Катаев

Совместное чтение

Преимущественно девочкам

«Волшебное кольцо»

Совместное чтение

Для всех

 

2 класс

Книги

Как использовать

Гендерная ориентация

«Дедушка Мазай и зайцы»

Н. Некрасов

Самостоятельное чтение

Для всех

«Фантомас», «Он упал на траву» и др.

В. Драгунский

Читает взрослый

Для всех

«Как Маша стала большой» и др. рассказы

Е. Пермяк

Самостоятельное чтение

Для всех

«Село Городище»

Л. Воронкова

Читает взрослый

Для всех

«Рикки-Тикки-Тави»

Р. Киплинг

Совместное чтение (помощь взрослых) .

Для всех

«О чем думает моя голова»

И. Пивоварова

Самостоятельное чтение

Для всех

«Чук и Гек»

А. Гайдар

Совместное чтение (помощь взрослых)

Для всех

«Анюткина утка»

В. Бианки

Самостоятельное чтение

Для всех

«Мой добрый папа», «Тетрадки под дождем»

В. Голявкин

Совместное чтение (помощь взрослых)

Преимущественно мальчикам

«Кит плывет на север»

А. Строкина

Совместное чтение (помощь взрослых)

Преимущественно мальчикам

«Алый»

Ю.Коваль

Самостоятельное чтение

Преимущественно мальчикам

«Планета чудес»

Н. Сладков

Совместное чтение

Для всех

«Никита ищет море»

Д. Вандербург

Совместное чтение

Преимущественно мальчикам

«Амели и рыбка»

Х. Бланш

Самостоятельное чтение

Преимущественно девочкам

«Записки охотника» и др.

Е. Чарушин

Самостоятельное чтение

Для всех

«Разноцветные зверята»

М. Пляцковский

Совместное чтение

Преимущественно девочкам

«Тутта Карлсон Первая и единственная», «Людвиг Четырнадцатый и другие»

Я. Экхольн

Совместное чтение

Преимущественно девочкам

«Поход Аргонавтов за золотым руном. Мифы Древней Греции» (обязательно формат А4, иллюстрированный)

Совместное чтение

Для всех

Материал подготовлен на основе публикации некоммерческой организации New Visions For Public Schools при поддержке Департамента образования Нью-Йорка.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter

Читайте также

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта.

Продолжая пользование данным сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.