Для большинства молодых людей средняя школа – это переходный этап, путь от утверждения своего положения в кругу сверстников к осознанию своего места в мире. Учащимся средней школы необходимо добиться высокого уровня грамотности, чтобы справиться с задачами, которые встанут перед ними в ближайшем будущем при поступлении в колледж, устройстве на работу, создании семьи.
В 9-11 классах подростки находят значимые параллели между прочитанными книгами и собственной жизнью. Они также обнаруживают необходимость писать не только для выполнения школьных заданий: составлять резюме, готовить документы в колледж, писать дневник. Современные технологии предоставляют беспримерные возможности связи с другими людьми и поиска информации.
Чтобы помочь развитию грамотности подростков, предоставьте им право…
Выбора
Подростки читают и пишут с большим желанием, если у них есть выбор. Им нравится самим выбирать книги для самостоятельного чтения или тему для исследования и решать как именно и где делиться своими мыслями на бумаге. Многие старшеклассники начинают читать «взрослые» книги.
Голоса
Они стремятся к публичному самовыражению и требуют, чтобы к их голосу прислушивались и их мнение уважали. Они находят разные способы самовыражения: от диалога до публикации своих письменных работ.
Общения
Самым ценным опытом для старшеклассников становится общение со сверстниками, возможность выслушать чужую точку зрения и обменяться мыслями друг с другом.
Веры в собственные силы
Подростки испытывают чувство собственного достоинства и уверенности в себе, когда достигнутый уровень грамотности позволяет им стать полезными членами общества.
Приучайте подростка к чтению
Как настроить ребёнка на чтение:
- Предлагайте ему книги разных жанров.
- Подростки могут предпочитать художественным произведениям информационные издания, журналы, газеты, комиксы.
- Смиритесь с тем, что все читают по-разному. Беспокойные подростки могут, листая журнал, пробежать подписи под фотографиями, рассмотреть иллюстрации, а иногда и прочесть статью до конца. Этот тип чтения доставляет удовольствие и нередко пробуждает желание идти дальше.
- Говорите с ним о том, что он читает. Дайте ему возможность поделиться новыми идеями и мыслями.
- Предложите ему книжку, которая была экранизирована. Спросите, чем она отличается от экранизации.
- Попросите библиотекаря подобрать наиболее популярные произведения. Подростки нередко проявляют интерес к книгам, рекомендованным друзьями.
- Предлагайте ему книги по интересующим его темам. Многие молодые люди предпочитают произведения, перекликающиеся с их жизнью. Им нравится читать с целью, а не просто для удовольствия.
- Помогите ему поставить цели для чтения и добиться их осуществления. Подростки гордятся своим успехом, когда достигают поставленных краткосрочных целей.
Советы родителям для дома
Говорение и слушание
- Задавайте вопросы о том, что читает, слушает или изучает подросток. Внимательно выслушивайте его ответы.
- Обсуждайте домашние задания.
- Рассказывайте семейные истории.
- Привлекайте внимание детей к интересным газетным материалам и говорите о них.
- Смотрите вместе телепередачи и делитесь впечатлениями.
Чтение
- Просите подростка читать младшим братьям и сёстрам и учить их пользоваться Интернетом для сбора информации.
- Помогайте ему находить ответы на возникающие вопросы, как учебные, так и личные.
- Отведите место и время для чтения, письма и выполнения домашних заданий.
- Чтобы больше знать о школе расспрашивайте подростка , читайте школьные бюллетени, посещайте мероприятия для родителей и встречи с учителями.
- Проследите, чтобы все члены семьи были записаны в библиотеку, и старайтесь почаще ходить за книгами вместе с ребёнком.
- Читайте одни и те же книги и обсуждайте их на равных, а не свысока.
- Поощряйте подростка задавать вам вопросы о незнакомых словах, встретившихся в тексте, и терпеливо, доходчивым языком объясняйте значения этих слов.
Письмо
- Настройте ребёнка вести дневник для записи собственных мыслей и чувств. Уважайте неприкосновенность этой тетради.
- Обменивайтесь с ним записями, чтобы поделиться мыслями, сомнениями и чувствами.
- Предоставьте ему всё необходимое для письма (компьютер, бумагу, ручки и справочные материалы: словари, тезаурусы и сборники цитат).
- Побуждайте ребёнка писать: принимать участие в конкурсах на лучшее сочинение, посылать заметки или письма в местные газеты.
Развитие грамотности в школе
Говорение и слушание
- Задают вопросы, повторяя услышанное и высказывая другое мнение.
- Делают устные доклады по всем предметам, подтверждая свою точку зрения фактами и примерами.
- Внимательно слушают одноклассников.
- Обсуждают с ними идеи.
- Практикуются в различных типах устной речи: от непринужденного спора до выступления с речью.
Чтение
- Читают поэтические произведения, художественную и нехудожественную литературу.
- Читают для освоения новых идей и способов мышления.
- Исследуют сферы, связанные с их собственной жизнью, склонностями и академическими интересами.
- Обсуждают прочитанные произведения в книжных клубах, литературных кружках и на других мероприятиях.
- На всех уроках читают с целью овладения материалом.
- Анализируют прочитанные произведения для установления их полноты, точности и непредвзятости.
- Уже с девятого класса знакомятся с различными профессиями, чтобы определить сферы деятельности в соответствии со своими склонностями, интересами и стремлениями.
- Находят информацию по таблицам, графикам и диаграммам.
- Самостоятельно делают выводы на основании прочитанного текста.
Письмо
- Пишут на всех уроках.
- Сообща перерабатывают и редактируют написанное.
- Пробуют себя в разных жанрах: пишут стихи, рассказы, эссе, письма, записи в дневниках, пьесы и исследовательские работы.
- Работают над текстом, переделывая и редактируя первоначальный вариант для совершенствования языка и стиля.
- Выставляют или представляют свои письменные работы для обозрения.
- Доводят своё мнение о важных проблемах до различных аудиторий, например, рассказывают собственные истории, пишут письма в газеты.
Читайте также: Что такое грамотность и как ее развивать: 35 советов родителям.
Список рекомендованных книг для 9-11 классов
Список книг, рекомендуемых для детей этого возраста. Попросите библиотекаря или учителя предложить вам и другие интересные книги.
Эти и другие книги можно получить:
- в школьной библиотеке;
- в ближайшей публичной библиотеке.
9 класс
Книги |
Как использовать |
Гендерная ориентация |
«На западном фронте без перемен» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Собор Парижской Богоматери» |
Параллельное чтение |
Для всех |
«Рассказы» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Божественная комедия» |
Параллельное чтение |
Для всех |
«Бежин луг» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно девочкам |
«Голос» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно девочкам |
«По ком звонит колокол» |
Параллельное чтение |
Для всех |
«Село Степанчиково и его обитатели» |
Параллельное чтение |
Для всех |
«Жутко громко и запредельно близко» |
Параллельное чтение (помощь взрослых) |
Преимущественно мальчикам |
«Моя гениальная подруга» |
Параллельное чтение (помощь взрослых) |
Преимущественно девочкам |
«День числа Пи» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Хитроумный идальго Дон Кихот» |
Параллельное чтение |
Для всех |
«Фауст» |
Параллельное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Тартюф, или Обманщик» |
Параллельное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«С кем бы побегать» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Дети Ворона» |
Самостоятельное чтение. |
Преимущественно мальчикам |
«Ревизор», «Шинель», «Мёртвые души» |
Параллельное чтение |
Для всех |
«Умник» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно мальчикам |
10 класс
Книги |
Как использовать |
Гендерная ориентация |
«Мы» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Доктор Живаго» |
Параллельное чтение |
Для всех |
«Записки юного врача» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Гамлет» |
Параллельное чтение |
Для всех |
«Не отпускай меня» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно девочкам |
«Мартин Иден», «Белое безмолвие» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Падение дома Ашеров» |
Параллельное чтение |
Для всех |
«Сто лет одиночества» |
Параллельное чтение |
Для всех |
«Портрет Дориана Грея» |
Параллельное чтение (помощь взрослых) |
Преимущественно мальчикам |
«Над пропастью во ржи» |
Параллельное чтение (помощь взрослых) |
Преимущественно девочкам |
«Доклад о медузах» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана» |
Параллельное чтение |
Для всех |
«Стоунер» |
Параллельное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Мастер и Маргарита», «Жизнь господина де Мольера» |
Параллельное чтение |
Для всех |
«Темные начала» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Песочный человек», «Эликсиры сатаны»,«Житейские воззрения кота Мурра» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Лавр» |
Параллельное чтение |
Для всех |
«Шагреневая кожа» |
Параллельное чтение |
Для всех |
«Джейн Эйр» |
Параллельное чтение |
Преимущественно девочкам |
11 класс
Книги |
Как использовать |
Гендерная ориентация |
«Франкенштейн» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Идиот» |
Параллельное чтение |
Для всех |
«Пер Гюнт» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Великий Гэтсби» |
Параллельное чтение |
Для всех |
«Гордость и предубеждение» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно девочкам |
«Голодный город. Как еда определяет нашу жизнь» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно девочкам |
«Три сестры» |
Параллельное чтение |
Для всех |
«Приглашение на казнь» |
Параллельное чтение |
Для всех |
«Пантера» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Котлован» |
Параллельное чтение (помощь взрослых) |
Для всех |
«Письмовник» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Последний поклон» |
Параллельное чтение |
Для всех |
«Исповедь» |
Параллельное чтение |
Для всех |
«Борис Годунов», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы», «Пиковая дама» |
Параллельное чтение |
Для всех |
«Мэбэт» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Щегол» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Коварство и любовь» |
Параллельное чтение |
Для всех |
«Король Лир», «Отелло», «Макбет» |
Параллельное чтение |
Для всех |
«Лесник и его Нимфа» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно девочкам |
* Параллельное чтение – одновременно читают книгу взрослый и ребёнок, каждый самостоятельно, затем обсуждают прочитанное.
Материал подготовлен на основе публикации некоммерческой организации New Visions For Public Schools при поддержке Департамента образования Нью-Йорка.