Развитие навыков грамотности у старшеклассников

  • 1662

Время прочтения 8 мин

Для большинства молодых людей средняя школа – это переходный этап, путь от утверждения своего положения в кругу сверстников к осознанию своего места в мире. Учащимся средней школы необходимо добиться высокого уровня грамотности, чтобы справиться с задачами, которые встанут перед ними в ближайшем будущем при поступлении в колледж, устройстве на работу, создании семьи. 

В 9-11 классах подростки находят значимые параллели между прочитанными книгами и собственной жизнью. Они также обнаруживают необходимость писать не только для выполнения школьных заданий: составлять резюме, готовить документы в колледж, писать дневник. Современные технологии предоставляют беспримерные возможности связи с другими людьми и поиска информации.

Грамотность у старшеклассников

Чтобы помочь развитию грамотности подростков, предоставьте им право…

Выбора

Подростки читают и пишут с большим желанием, если у них есть выбор. Им нравится самим выбирать книги для самостоятельного чтения или тему для исследования и решать как именно и где делиться своими мыслями на бумаге. Многие старшеклассники начинают читать «взрослые» книги.

Голоса

Они стремятся к публичному самовыражению и требуют, чтобы к их голосу прислушивались и их мнение уважали. Они находят разные способы самовыражения: от диалога до публикации своих письменных работ.

Общения

Самым ценным опытом для старшеклассников становится общение со сверстниками, возможность выслушать чужую точку зрения и обменяться мыслями друг с другом.

Веры в собственные силы

Подростки испытывают чувство собственного достоинства и уверенности в себе, когда достигнутый уровень грамотности позволяет им стать полезными членами общества. 

Приучайте подростка к чтению

Как настроить ребёнка на чтение:

  1. Предлагайте ему книги разных жанров.
  2. Подростки могут предпочитать художественным произведениям информационные издания, журналы, газеты, комиксы.
  3. Смиритесь с тем, что все читают по-разному. Беспокойные подростки могут, листая журнал, пробежать подписи под фотографиями, рассмотреть иллюстрации, а иногда и прочесть статью до конца. Этот тип чтения доставляет удовольствие и нередко пробуждает желание идти дальше.
  4. Говорите с ним о том, что он читает. Дайте ему возможность поделиться новыми идеями и мыслями.
  5. Предложите ему книжку, которая была экранизирована. Спросите, чем она отличается от экранизации.
  6. Попросите библиотекаря подобрать наиболее популярные произведения. Подростки нередко проявляют интерес к книгам, рекомендованным друзьями.
  7. Предлагайте ему книги по интересующим его темам. Многие молодые люди предпочитают произведения, перекликающиеся с их жизнью. Им нравится читать с целью, а не просто для удовольствия.
  8. Помогите ему поставить цели для чтения и добиться их осуществления. Подростки гордятся своим успехом, когда достигают поставленных краткосрочных целей.
Развитие грамотности в старших классах

Советы родителям для дома

Говорение и слушание

  1. Задавайте вопросы о том, что читает, слушает или изучает подросток. Внимательно выслушивайте его ответы.
  2. Обсуждайте домашние задания.
  3. Рассказывайте семейные истории.
  4. Привлекайте внимание детей к интересным газетным материалам и говорите о них.
  5. Смотрите вместе телепередачи и делитесь впечатлениями.

Чтение

  1. Просите подростка читать младшим братьям и сёстрам и учить их пользоваться Интернетом для сбора информации.
  2. Помогайте ему находить ответы на возникающие вопросы, как учебные, так и личные.
  3. Отведите место и время для чтения, письма и выполнения домашних заданий.
  4. Чтобы больше знать о школе расспрашивайте подростка , читайте школьные бюллетени, посещайте мероприятия для родителей и встречи с учителями.
  5. Проследите, чтобы все члены семьи были записаны в библиотеку, и старайтесь почаще ходить за книгами вместе с ребёнком.
  6. Читайте одни и те же книги и обсуждайте их на равных, а не свысока.
  7. Поощряйте подростка задавать вам вопросы о незнакомых словах, встретившихся в тексте, и терпеливо, доходчивым языком объясняйте значения этих слов.

Письмо

  1. Настройте ребёнка вести дневник для записи собственных мыслей и чувств. Уважайте неприкосновенность этой тетради.
  2. Обменивайтесь с ним записями, чтобы поделиться мыслями, сомнениями и чувствами.
  3. Предоставьте ему всё необходимое для письма (компьютер, бумагу, ручки и справочные материалы: словари, тезаурусы и сборники цитат).
  4. Побуждайте ребёнка писать: принимать участие в конкурсах на лучшее сочинение, посылать заметки или письма в местные газеты.

Развитие грамотности в школе

Говорение и слушание

  1. Задают вопросы, повторяя услышанное и высказывая другое мнение.
  2. Делают устные доклады по всем предметам, подтверждая свою точку зрения фактами и примерами.
  3. Внимательно слушают одноклассников.
  4. Обсуждают с ними идеи.
  5. Практикуются в различных типах устной речи: от непринужденного спора до выступления с речью.
Чему учатся старшеклассники

Чтение

  1. Читают поэтические произведения, художественную и нехудожественную литературу.
  2. Читают для освоения новых идей и способов мышления.
  3. Исследуют сферы, связанные с их собственной жизнью, склонностями и академическими интересами.
  4. Обсуждают прочитанные произведения в книжных клубах, литературных кружках и на других мероприятиях.
  5. На всех уроках читают с целью овладения материалом.
  6. Анализируют прочитанные произведения для установления их полноты, точности и непредвзятости.
  7. Уже с девятого класса знакомятся с различными профессиями, чтобы определить сферы деятельности в соответствии со своими склонностями, интересами и стремлениями.
  8. Находят информацию по таблицам, графикам и диаграммам.
  9. Самостоятельно делают выводы на основании прочитанного текста.

Письмо

  1. Пишут на всех уроках.
  2. Сообща перерабатывают и редактируют написанное.
  3. Пробуют себя в разных жанрах: пишут стихи, рассказы, эссе, письма, записи в дневниках, пьесы и исследовательские работы.
  4. Работают над текстом, переделывая и редактируя первоначальный вариант для совершенствования языка и стиля.
  5. Выставляют или представляют свои письменные работы для обозрения.
  6. Доводят своё мнение о важных проблемах до различных аудиторий, например, рассказывают собственные истории, пишут письма в газеты.

Список рекомендованных книг для 9-11 классов

Список книг, рекомендуемых для детей этого возраста. Попросите библиотекаря или учителя предложить вам и другие интересные книги. 
Эти и другие книги можно получить:

  1. в школьной библиотеке;
  2. в ближайшей публичной библиотеке.

9 класс

Книги

Как использовать

Гендерная ориентация

«На западном фронте без перемен»
Эрих Мария Ремарк

Самостоятельное чтение

Преимущественно мальчикам

«Собор Парижской Богоматери»
Виктор Гюго

Паралелльное чтение

Для всех

«Рассказы»
Надежда Тэффи

Самостоятельное чтение

Для всех

«Божественная комедия»
Данте Алигьери

Паралелльное чтение

Для всех

«Бежин луг»
И. Тургенев

Самостоятельное чтение

Преимущественно девочкам

«Голос»
Дарья Доцюк

Самостоятельное чтение

Преимущественно девочкам

«По ком звонит колокол»
Эрнст Хемингуэй

Параллельное чтение

Для всех

«Село Степанчиково и его обитатели»
Ф. Достоевский

Параллельное чтение

Для всех

«Жутко громко и запредельно близко»
Джонотан Сафран Фоейр

Параллельное чтение (помощь взрослых)

Преимущественно мальчикам

«Моя гениальная подруга»
Элена Ферранте

Параллельное чтение (помощь взрослых)

Преимущественно девочкам

«День числа Пи»
Н. Датевская

Самостоятельное чтение

Для всех

«Хитроумный идальго Дон Кихот»
Мигель де Сервантес Сааведра

Параллельное чтение

Для всех

«Фауст»
Иоганн Вольфганг Гёте

Параллельное чтение

Преимущественно мальчикам

«Тартюф, или Обманщик»
Жан Батист Мольер

Параллельное чтение

Преимущественно мальчикам

«С кем бы побегать»
Давид Гроссман

Самостоятельное чтение

Для всех

«Дети Ворона» 
Юлия Яковлева

Самостоятельное чтение. 

Преимущественно мальчикам

«Ревизор», «Шинель», «Мёртвые души»
Николай Васильевич Гоголь

Параллельное чтение

Для всех

«Умник»
Мари Од Мюрай

Самостоятельное чтение

Преимущественно мальчикам

10 класс

Книги

Как использовать

Гендерная ориентация

«Мы»
Евгений Замятин

Самостоятельное чтение

Преимущественно мальчикам

«Доктор Живаго»
Борис Пастернак

Паралелльное чтение

Для всех

«Записки юного врача»
Михаил  Булгаков

Самостоятельное чтение

Для всех

«Гамлет»
Уильям Шекспир

Паралелльное чтение

Для всех

«Не отпускай меня»
Кадзуро Исигуо

Самостоятельное чтение

Преимущественно девочкам

«Мартин Иден», «Белое безмолвие»
Джек Лондон

Самостоятельное чтение

Преимущественно мальчикам

«Падение дома Ашеров»
Эдгар По

Параллельное чтение

Для всех

«Сто лет одиночества»
Габриэль Гарсиа Маркес

Параллельное чтение

Для всех

«Портрет Дориана Грея»
Оскар Уайльд

Параллельное чтение (помощь взрослых)

Преимущественно мальчикам

«Над пропастью во ржи»
Джером Селлинджер

Параллельное чтение (помощь взрослых)

Преимущественно девочкам

«Доклад о медузах»
Али Бенджамин

Самостоятельное чтение

Для всех

«Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана»

Параллельное чтение

Для всех

«Стоунер»
Джон Уильямс

Параллельное чтение

Преимущественно мальчикам

«Мастер и Маргарита», «Жизнь господина де Мольера»
Михаил Афанасьевич Булгаков

Параллельное чтение

Для всех

«Темные начала»
Филлип Тулман

Самостоятельное чтение

Для всех

«Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Песочный человек», «Эликсиры сатаны»,«Житейские воззрения кота Мурра»
Эрнст Теодор Амадей Гофман

Самостоятельное чтение

Преимущественно мальчикам

«Лавр»
Евгений Водолазкин

Параллельное чтение

Для всех

«Шагреневая кожа»
Оноре де Бальзак

Параллельное чтение

Для всех

«Джейн Эйр»
Шарлотта Бронте

Паралелльное чтение

Преимущественно девочкам

11 класс

Книги

Как использовать

Гендерная ориентация

«Франкенштейн»
Мерри Шелли

Самостоятельное чтение

Преимущественно мальчикам

«Идиот»
Ф. Достоевский

Паралелльное чтение

Для всех

«Пер Гюнт»
Генрик Ибсен

Самостоятельное чтение

Для всех

«Великий Гэтсби»
Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Паралелльное чтение

Для всех

«Гордость и предубеждение»
Джейн Остин

Самостоятельное чтение

Преимущественно девочкам

«Голодный город. Как еда определяет нашу жизнь»
Кэролл Стилл

Самостоятельное чтение

Преимущественно девочкам

«Три сестры»
Антон Чехов

Параллельное чтение

Для всех

«Приглашение на казнь»
Владимир Набоков

Параллельное чтение

Для всех

«Пантера»
Брехт Эванс

Самостоятельное чтение

Для всех

«Котлован»
Андрей Платонов

Параллельное чтение (помощь взрослых)

Для всех

«Письмовник»
Михаил Шишкин

Самостоятельное чтение

Для всех

«Последний поклон»
Виктор Астафьев

Параллельное чтение

Для всех

«Исповедь»
Лев Николаевич Толстой

Параллельное чтение

Для всех

«Борис Годунов», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы», «Пиковая дама»
Александр Сергеевич Пушкин

Параллельное чтение

Для всех

«Мэбэт»
Александр Григоренко

Самостоятельное чтение

Для всех

«Щегол»
Донна Тартт

Самостоятельное чтение

Преимущественно мальчикам

«Коварство и любовь»
Фридрих Шиллер

Параллельное чтение

Для всех

«Король Лир», «Отелло», «Макбет»
Уильям Шекспир

Параллельное чтение

Для всех

«Лесник и его Нимфа»
Марина Нефедова

Самостоятельное чтение

Преимущественно девочкам

* Паралелльное чтение – одновременно читают книгу взрослый и ребёнок, каждый самостоятельно, затем обсуждают прочитанное.

Материал подготовлен на основе публикации некоммерческой организации New Visions For Public Schools при поддержке Департамента образования Нью-Йорка.

Читайте также

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта.

Продолжая пользование данным сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.