Черная пятница action icon
Скидки
на 3, 6 и 12 месяцев подписки
до 55%
До конца акции осталось:
0
0
дней
:
0
0
часов
:
0
0
минут
:
0
0
секунд

Развитие навыков грамотности в 3 и 4 классе

  • 1858

Время прочтения 5 мин

В 3-4 классах приобретённые навыки позволяют детям писать быстрее и грамотнее. Этап обучения чтению завершён, и теперь дети применяют сформированные навыки, чтобы читать новые книги и овладевать новыми идеями. Умение читать самостоятельно доставляет им радость. Им нравится читать художественные и информативные книжки. Тем не менее, они по-прежнему с удовольствием слушают, когда им читают, любят вставлять в разговор новые слова и показывать свои письменные опыты учителям и родителям.

Советы родителям для дома

Говорение и слушание

  1. Говорите с ребёнком о школе, его друзьях и занятиях.
  2. Побуждайте его делиться мыслями и чувствами.
  3. Прислушивайтесь к его интересам, заботам, симпатиям и антипатиям. Просите обосновать его мнение.

Чтение

  1. Беседуйте о понравившихся книгах. Давайте ему возможность (если он захочет) читать вслух вам.
  2. Поощряйте ребенка задавать вам вопросы о незнакомых словах, встретившихся в тексте, и доходчивым языком объясняйте значения этих слов.
  3. Просите ребёнка сравнить книгу, которую он читает сейчас, с другими прочитанными книгами.
  4. Продолжайте читать ему вслух. Обсуждайте чувства, вызванные чтением книги, и чувства, испытываемые её персонажами. Просите ребёнка предположить, что произойдёт дальше, задавайте ему вопросы о сюжете книги типа «А что, если…?».
  5. Находите для ребёнка книги по интересам. Просите его вести список любимых писателей.
  6. Отведите в доме тихое место и особое время для чтения и выполнения домашней работы. Подбадривайте ребёнка.
  7. Вовлекайте его в процесс принятия обдуманных решений.
  8. Например, просмотрите вместе телепрограмму и выберите передачи для просмотра.
Как повысить грамотность в 3-4 классе?

Письмо

  1. Выделите ребёнку место для письма.
  2. Предложите ему попробовать свои силы в разных формах письма (рассказы, стихи) и красочно оформить написанное.
  3. Просите ребёнка показать вам его работу.
  4. Посоветуйте ему вести дневник. Пусть это будет его частным делом.
  5. Выпускайте семейный бюллетень и делитесь им с друзьями и родственниками. Пусть ребёнок отвечает за это издание, а вы помогите ему организовать «интервью» с членами семьи.

Развитие грамотности в школе

Говорение и слушание

  1. Школьники представляют одноклассникам свои идеи, добиваясь логичности и обоснованности информации.
  2. Выражают идеи различными способами (обсуждение, презентация, пьеса, стихотворение).
  3. Выслушивают друг друга и сравнивают разные точки зрения.
  4. Задают вопросы и соглашаются или не соглашаются с доводами.

Чтение

  1. Ставят цели для чтения и читают индивидуально и в группах.
  2. Выразительно читают вслух.
  3. Обсуждают персонажей, время и место действия, основные идеи и детали прочитанных или прослушанных книг.
  4. Формулируют идеи прочитанного произведения своими словами.
  5. Читают, чтобы уяснить для себя тему, делая предположения и выводы.
  6. Устанавливают связи между читаемыми книгами.
  7. Ставят вопросы о содержании книги и, читая, стараются найти ответы.
  8. Предлагают собственную точку зрения о прочитанных книгах, сопоставляя и противопоставляя информацию по определённой теме.
  9. Используют несколько источников с целью получения информации по теме и записывают факты и мысли.
  10. Выявляют важные и второстепенные детали, факты и мнения, темы и различные точки зрения.
  11. Сравнивают информацию из разных источников.
  12. Читают самостоятельно в течение продолжительного времени.
Навыки грамотности в 3 и 4 классе

Письмо

  1. Пишут с различными целями: придумывают свои истории, передают информацию, описывают жизнь людей, создают поэтические образы.
  2. Записывают придуманные истории и рассказывают о себе, чтобы поделиться своими мыслями и вызвать отклик в читателе.
  3. Учатся писать работы по разным предметам с использованием нескольких источников информации, как, например, правильно построенный доклад по общественным наукам.
  4. Знакомятся с формальной структурой языка (рифмой, ритмом, правильным выбором слов).
  5. Изучают формальную структуру письменного текста (параграф) и разные способы его организации (причина и следствие, хронологическое изложение).
  6. Применяют навыки правильного письма (выбор слов, изложение мыслей, использование метафор и образности языка).

Список рекомендованных книг для 3-4 классов

Какие-то книги вы будете читать ребёнку, какие-то он прочтёт вам. Попросите библиотекаря или учителя предложить вам и другие интересные книги. Эти и другие книги можно получить:

  1. в школьной библиотеке;
  2. в ближайшей публичной библиотеке.

3 класс

Книги

Как использовать

Гендерная ориентация

«Кладовая солнца»
М. Пришвин

Самостоятельное чтение

Для всех

«Маленький принц»
А. де Сент-Экзюпери

Читает взрослый

Для всех

«Голубая бусинка»
М. Крюгер

Самостоятельное чтение

Для всех

«Аля, Кляксич и другие»
И. Токмакова

Читает взрослый

Для всех

«Путешествие Нильса с дикими гусями»
С. Лагерфельд

Совместное чтение (помощь взрослых)

Для всех

«Счастливо, Ивушкин»
И. Токмакова

Самостоятельное чтение

Для всех

«Малыш и Карлсон»
А. Линдгрен

Совместное чтение (помощь взрослых)

Для всех

«Опасные каникулы»
Энид Блайтен

Самостоятельное чтение

Для всех

«Затерянные во льдах. Экспедиция Шеклтона»
У. Грилл

Совместное чтение (помощь взрослых)

Преимущественно мальчикам

«Конек-Горбунок»
П. Ершов

Совместное чтение (помощь взрослых)

Для всех

«Все о ежике и медвежонке»
С. Козлов

Самостоятельное чтение

Преимущественно мальчикам

«Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотой рыбке»
А.С. Пушкин

Совместное чтение

Для всех

«Генералам генерал»
С. Алексеев

Совместное чтение

Преимущественно мальчикам

«Дневник Медвежонка» и др.
Г. Цыферов

Самостоятельное чтение

Преимущественно девочкам

Былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и Змей»

Самостоятельное чтение

Для всех

«Маффин и его друзья»
Э. Хоггарт

Совместное чтение

Для всех

«Волшебник изумрудного города»
А. Волков

Совместное чтение

Для всех

«История жизни. Моя первая книга об эволюции»
Кэтрин Барр, Стив Уильямс

Совместное чтение

Для всех

 

4 класс

Книги

Как использовать

Гендерная ориентация

«Приключение Алисы в стране чудес»
Л. Кэррол

Самостоятельное чтение

Для всех

«Каштанка»
А. Чехов

Читает взрослый

Для всех

Сказка об Иване царевиче, жар птице и сером волке

Самостоятельное чтение

Для всех

«Старик Хоттабыч»
Л. Лангин

Читает взрослый

Для всех

«Серебрянное копытце», «Хозяйка Медной горы», «Малахитовая шкатулка»
П. Бажов

Читает взрослый

Для всех

«Однажды мы с Петькой»
А. Анисимова

Самостоятельное чтение

Для всех

«Страна, где мы живем»
Сергей Баруздин

Совместное чтение (помощь взрослых)

Для всех

Кейт Дикамилло

«Флора и Одиссей»

Самостоятельное чтение

Для всех

Политех «От динозавра до компота. Ученый отвечает на 100 (и еще 8) вопросов обо всем»

Совместное чтение (помощь взрослых)

Преимущественно мальчикам

«Приключения Незнайки и его друзей»
Н. Носов

Совместное чтение (помощь взрослых)

Для всех

«Дневник Фокса Микки»
Саша Черный

Самостоятельное чтение

Преимущественно мальчикам

«Пеппи длинный чулок»
А. Линдгрен

Совместное чтение

Для всех

«Робинзон Крузо»
Д. Дефо

Совместное чтение

Преимущественно мальчикам

«Криволапыч»
С. Востоков

Самостоятельное чтение

Преимущественно девочкам

«Кот да Винчи»
К. Матюшкина

Самостоятельное чтение

Для всех

«Музей изобретений. От колеса до смартфона»
Хоумс Копано, Лилиана Фортуни

Самостоятельное чтение

Преимущественно мальчикам

«Приключения Карандаша и Самоделкина»
В. Постников

Совместное чтение.

Для всех

Легенды и мифы Древней Греции

Совместное чтение

Для всех

 

Материал подготовлен на основе публикации некоммерческой организации New Visions For Public Schools при поддержке Департамента образования Нью-Йорка.

Читайте также

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта.

Продолжая пользование данным сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.