В 3-4 классах приобретённые навыки позволяют детям писать быстрее и грамотнее. Этап обучения чтению завершён, и теперь дети применяют сформированные навыки, чтобы читать новые книги и овладевать новыми идеями. Умение читать самостоятельно доставляет им радость. Им нравится читать художественные и информативные книжки. Тем не менее, они по-прежнему с удовольствием слушают, когда им читают, любят вставлять в разговор новые слова и показывать свои письменные опыты учителям и родителям.
Советы родителям для дома
Говорение и слушание
- Говорите с ребёнком о школе, его друзьях и занятиях.
- Побуждайте его делиться мыслями и чувствами.
- Прислушивайтесь к его интересам, заботам, симпатиям и антипатиям. Просите обосновать его мнение.
Чтение
- Беседуйте о понравившихся книгах. Давайте ему возможность (если он захочет) читать вслух вам.
- Поощряйте ребенка задавать вам вопросы о незнакомых словах, встретившихся в тексте, и доходчивым языком объясняйте значения этих слов.
- Просите ребёнка сравнить книгу, которую он читает сейчас, с другими прочитанными книгами.
- Продолжайте читать ему вслух. Обсуждайте чувства, вызванные чтением книги, и чувства, испытываемые её персонажами. Просите ребёнка предположить, что произойдёт дальше, задавайте ему вопросы о сюжете книги типа «А что, если…?».
- Находите для ребёнка книги по интересам. Просите его вести список любимых писателей.
- Отведите в доме тихое место и особое время для чтения и выполнения домашней работы. Подбадривайте ребёнка.
- Вовлекайте его в процесс принятия обдуманных решений.
- Например, просмотрите вместе телепрограмму и выберите передачи для просмотра.
Письмо
- Выделите ребёнку место для письма.
- Предложите ему попробовать свои силы в разных формах письма (рассказы, стихи) и красочно оформить написанное.
- Просите ребёнка показать вам его работу.
- Посоветуйте ему вести дневник. Пусть это будет его частным делом.
- Выпускайте семейный бюллетень и делитесь им с друзьями и родственниками. Пусть ребёнок отвечает за это издание, а вы помогите ему организовать «интервью» с членами семьи.
Развитие грамотности в школе
Говорение и слушание
- Школьники представляют одноклассникам свои идеи, добиваясь логичности и обоснованности информации.
- Выражают идеи различными способами (обсуждение, презентация, пьеса, стихотворение).
- Выслушивают друг друга и сравнивают разные точки зрения.
- Задают вопросы и соглашаются или не соглашаются с доводами.
Чтение
- Ставят цели для чтения и читают индивидуально и в группах.
- Выразительно читают вслух.
- Обсуждают персонажей, время и место действия, основные идеи и детали прочитанных или прослушанных книг.
- Формулируют идеи прочитанного произведения своими словами.
- Читают, чтобы уяснить для себя тему, делая предположения и выводы.
- Устанавливают связи между читаемыми книгами.
- Ставят вопросы о содержании книги и, читая, стараются найти ответы.
- Предлагают собственную точку зрения о прочитанных книгах, сопоставляя и противопоставляя информацию по определённой теме.
- Используют несколько источников с целью получения информации по теме и записывают факты и мысли.
- Выявляют важные и второстепенные детали, факты и мнения, темы и различные точки зрения.
- Сравнивают информацию из разных источников.
- Читают самостоятельно в течение продолжительного времени.
Письмо
- Пишут с различными целями: придумывают свои истории, передают информацию, описывают жизнь людей, создают поэтические образы.
- Записывают придуманные истории и рассказывают о себе, чтобы поделиться своими мыслями и вызвать отклик в читателе.
- Учатся писать работы по разным предметам с использованием нескольких источников информации, как, например, правильно построенный доклад по общественным наукам.
- Знакомятся с формальной структурой языка (рифмой, ритмом, правильным выбором слов).
- Изучают формальную структуру письменного текста (параграф) и разные способы его организации (причина и следствие, хронологическое изложение).
- Применяют навыки правильного письма (выбор слов, изложение мыслей, использование метафор и образности языка).
Читайте также: Что такое грамотность и как ее развивать: 35 советов родителям.
Список рекомендованных книг для 3-4 классов
Какие-то книги вы будете читать ребёнку, какие-то он прочтёт вам. Попросите библиотекаря или учителя предложить вам и другие интересные книги. Эти и другие книги можно получить:
- в школьной библиотеке;
- в ближайшей публичной библиотеке.
3 класс
Книги |
Как использовать |
Гендерная ориентация |
«Кладовая солнца» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Маленький принц» |
Читает взрослый |
Для всех |
«Голубая бусинка» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Аля, Кляксич и другие» |
Читает взрослый |
Для всех |
«Путешествие Нильса с дикими гусями» |
Совместное чтение (помощь взрослых) |
Для всех |
«Счастливо, Ивушкин» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Малыш и Карлсон» |
Совместное чтение (помощь взрослых) |
Для всех |
«Опасные каникулы» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Затерянные во льдах. Экспедиция Шеклтона» |
Совместное чтение (помощь взрослых) |
Преимущественно мальчикам |
«Конек-Горбунок» |
Совместное чтение (помощь взрослых) |
Для всех |
«Все о ежике и медвежонке» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотой рыбке» |
Совместное чтение |
Для всех |
«Генералам генерал» |
Совместное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Дневник Медвежонка» и др. |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно девочкам |
Былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и Змей» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Маффин и его друзья» |
Совместное чтение |
Для всех |
«Волшебник изумрудного города» |
Совместное чтение |
Для всех |
«История жизни. Моя первая книга об эволюции» |
Совместное чтение |
Для всех |
4 класс
Книги |
Как использовать |
Гендерная ориентация |
«Приключение Алисы в стране чудес» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Каштанка» |
Читает взрослый |
Для всех |
Сказка об Иване царевиче, жар птице и сером волке |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Старик Хоттабыч» |
Читает взрослый |
Для всех |
«Серебрянное копытце», «Хозяйка Медной горы», «Малахитовая шкатулка» |
Читает взрослый |
Для всех |
«Однажды мы с Петькой» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Страна, где мы живем» |
Совместное чтение (помощь взрослых) |
Для всех |
Кейт Дикамилло «Флора и Одиссей» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
Политех «От динозавра до компота. Ученый отвечает на 100 (и еще 8) вопросов обо всем» |
Совместное чтение (помощь взрослых) |
Преимущественно мальчикам |
«Приключения Незнайки и его друзей» |
Совместное чтение (помощь взрослых) |
Для всех |
«Дневник Фокса Микки» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Пеппи длинный чулок» |
Совместное чтение |
Для всех |
«Робинзон Крузо» |
Совместное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Криволапыч» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно девочкам |
«Кот да Винчи» |
Самостоятельное чтение |
Для всех |
«Музей изобретений. От колеса до смартфона» |
Самостоятельное чтение |
Преимущественно мальчикам |
«Приключения Карандаша и Самоделкина» |
Совместное чтение. |
Для всех |
Легенды и мифы Древней Греции |
Совместное чтение |
Для всех |
Материал подготовлен на основе публикации некоммерческой организации New Visions For Public Schools при поддержке Департамента образования Нью-Йорка.