Корнев Александр Николаевич

Александр Николаевич Корнев

Психиатр, клинический психолог, логопатолог, кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой логопатологии Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета, зав. Лабораторией нейрокогнитивных технологий НИЦ СПБГПМУ, научный руководитель SLOGY.

Биография

Корнев Александр Николаевич (родился 30 апреля 1949 в г. Ленинграде) - ведущий специалист в России по проблемам дислексии и детской логопатологии, основатель научного направления «логопатология детского возраста».

В 1966 г. закончил среднюю школу и в том же году поступил в Ленинградский педиатрический медицинский институт, который окончил в 1972 г. С 1972 по 1973 гг. проходил интернатуру по педиатрии на базе Старорусской центральной районной больницы. 

В 1975 г. поступил в заочную аспирантуру при кафедре психиатрии Ленинградского педиатрического медицинского института. 

В 1982 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Дислексия, ее клинико-психологическое изучение при задержках психического развития и олигофрении у детей». 

В 2007 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи».

Работал врачом-педиатром и по совместительству – врачом-психиатром в Поддорской ЦРБ (1973-1976 гг.), невропатологом в поликлинике №20 (1976-1977 гг.), врачом-психиатром в Ленинградском областном психоневрологическом диспансере (1977-1984 гг.), ассистентом каф. психопатологии и логопедии Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена (1984-1985), ассистентом (1985-1994), позже – доцентом (1985-1994) каф. детской психиатрии ФУВ ЛПМИ.

В 1990-1995 гг. – ученый секретарь ленинградского отделения Всесоюзного общества психиатров. Также работал доцентом в Институте специальной педагогики и психологии (1996), врачом-психиатром детского ДЛВЦ Кировского района (1996-1998), доцентом каф. специальной психологии Московского психолого-педагогического университета (2000-2004), доцентом Академии педагогического последипломного образования (2005-2007), а позже – профессором каф. общей и прикладной психологии факультета клинической психологии СПбГПМА, зам. декана ФКП по науке, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра СПбГПМА.

В 2013 г по инициативе А.Н. Корнева была создана Лаборатория нейрокогнитивных технологий НИЦ СПбГПМУ, которой он руководит по настоящее время.

В 2016 г он возглавил первую в России кафедру логопатологии СПбГПМУ.

В 1992 году совместно с известными в логопедии учеными Г.А. Волковой и В.А. Ковшиковым основал Ассоциацию логопатологов г. Ленинграда, позже г. Санкт-Петербурга, президентом которой в настоящее время является.

С 2015 г. по настоящее время Научный руководитель проекта разработки цифровой онлайн-платформы SLOGY.RU для коррекции дислексии и других нарушений чтения, поддержанного двумя грантами Фонда содействий инновациям.

Научная деятельность

Научные интересы и достижения А.Н. Корнева распределились в нескольких областях научного знания: в детской психиатрии, клинической психологии и нейропсихологии, логопатологии и логопедии, психолингвистике.

С 1995 г. является научным руководителем Негосударственного образовательного учреждения педагогических новаций и технологий «Учебный центр Престо».

Продолжая исследования, начатые еще в кандидатской диссертации, создал первую и пока единственную «Методику раннего выявления дислексии у детей» (1982), первую и пока единственную «Методику стандартизованного исследования чтения – СМИНЧ» (1982, обновленная версия – 2010), которая используется не только в России, но и за рубежом (в Израиле, Болгарии, США). Автор методик «Диагностика оперативных единиц чтения (ОПЕЧ)», «Диагностика дискалькулии у детей», «Методика опосредованного исследования самооценки (МОИС)». Создал методику нейропсихологического исследования детей (1997), авторскую методику коррекции дислексии (1995, 2006), авторскую методику полуглобального обучения чтению детей группы риска по дислексии (2006, 2009), инновационную авторскую программу дошкольного воспитания «Личность», разработанную на основе принципов гуманистической психологии и педагогики, вызвавшую большой интерес педагогической общественности в России и за рубежом (Белоруссия, Латвия, Швейцария).

С 1983 г. занимается изучением клинико-психологических и нейролингвистических механизмов недоразвития устной речи у детей. Результаты исследований легли в основу монографии «Основы логопатологии детского возраста: клинико-психологический подход» (СПб, Изд. «Речь», 2006), которая еще в рукописи была признана лучшей работой 2001 г., а ее автор стал лауреатом премии Министерства науки и технологий Российской федерации по приоритетному направлению «Технологии живых систем». Ряд научно-исследовательских проектов были поддержаны грантами РФ и зарубежных стран (Бельгия, США).

Должности

2016–н.в. — зав. кафедры логопатологии СПбГПМУ

2012–н.в. — зав. лабораторией нейрокогнитивных технологий НИЦ СПбГПМУ

2012–н.в. — президент Санкт-Петербургской ассоциации логопедов

2006–н.в. — профессор СПбГПМУ

2003–2005 — доцент МППУ

1993–2012 — вице-президент Санкт-Петербургской ассоциации логопедов

1992–2006 — профессор ЛПМИ

1985–1992 — доцент ЛПМИ

А.Н. Корнев был организатором и участником многочисленных Российских и международных научных проектов, поддержанных грантами РНФ, РГНФ, РФФИ, ФФЛИ, EK (Еврокомиссии) и NICHD (the Eunice Kennedy Shriver National Institute of Child Health and Human Development, USA), членом Международной ассоциации научных исследований чтения (Society for the Scientific Study of Reading).

Гранты

2019–2021 грант РФФИ No19-29-14078 «Когнитивная динамическая модель процесса овладения навыками чтения у детей с нарушением чтения в цифровой интерактивной обучающей среде».

2017–2019 грант РФФИ No17-06-00542 «Церебральные механизмы понимания текстов при дислексии у детей 9-12 лет: фМРТ и ССП- исследование».

2014–2016 грант РФФИ No14-06-00360 «Стратегии анализа текста на разных этапах овладения чтением: сравнительный экспериментальный анализ движений взора у детей и взрослых».

2013–2014 грант ФФЛИ No13-06-90901 «Корпус русской детской речи в норме и при патологии.

2013 грант РФФИ No13-06-90901 «Сопоставительный анализ порождения/ понимания устных нарративов и понимания письменных текстов у детей с дислексией».

2012 грант РГНФ No12-06-00941 «Когнитивный анализ компонентов и механизмов навыка чтения на начальной стадии его становления».

2011–2013 грант NICHD (the Eunice Kennedy Shriver National Institute of Child Health and Human Development) No1R21HD070594-01 «The Genetic Bases of Reading and Related Processes in Russian». Bethesda, MD. USA.

2009 — грант РФФИ No09-06-00338a «Изучение связи между особенностями речевого развития ребенка и стратегией формирования навыков чтения».

2008–2009 — грант РГНФ No07-06-00293a «Мультидисциплинарный анализ механизмов становления и нарушения письма и чтения у школьников».

Участие в международных научных проектах

2013–2017 COST IS1208 – Collaboration of Aphasia Trialists (CATs), EK. Coord. Prof. M. Brady, Glazgow University, UK.

2008–2012 COST IS0804 – Language Impairment in a Multilingual Society: Linguistic Patterns and the Road to Assessment, EK. Coord. Dr. Sh. Armon-Lotem, Bar-Ilan University, Israel.

Участие в Российских научных проектах

2018–2020 грант РНФ No18-18-00114 «Мультифакторная модель формирования навыков устного дискурса у детей: междисциплинарное исследование когнитивных и языковых механизмов». Рук. Ph.D. И. Балчюниене, ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России.

2018–2020 грант РФФИ No18-013-01082 «Формирование морфологической и функциональной взаимосвязи церебральных структур, обеспечивающих навык чтения на разных этапах его становления». Рук. Гальперина Е.И., ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России.

2014–2016 грант РГНФ No14-04-00509 «Формирование языковых подсистем у детей с нормой и отставанием в развитии речи: корпусное и экспериментальное исследование текстов». Рук. Ягунова Е.В., СПбГУ.

2015–2017 грант РФФИ No15-06-08349 «Нейробиологическое обеспечение когнитивных механизмов понимания текста при чтении у детей и взрослых». Рук. Гальперина Е. И., СПбГПМУ.

Участие в научных ассоциациях

MAKI – Межрегиональная ассоциация когнитивных исследованиях.

RPO – Российское психологическое общество.

RAD – Российская ассоциация дислексии.

Экспертная деятельность

2019 – эксперт Рабочей группы по вопросам организации образования обучающихся с нарушениями речи Министерства просвещения Российской Федерации.

2019 – ответственный редактор журнала International Journal of Speech & Language Pathology and Audiology.

Публикации

А.Н. Корнев опубликовал более 200 печатных изданий, в том числе 13 монографий и 12 учебно-методических пособий. Многократно выступал на международных конференциях и конгрессах в Амстердаме, Утрехте (Нидерланды), Лондоне, Брайтоне, Чичестере (Великобритания), Дублине (Ирландия), Мадриде, Пальма де Майорка, Менорке (Испания), Страсбурге (Франция), Софии, Варне (Болгария), Луке (Италия), Ханье, Салониках, Афинах (Греция), Тронхейме, Тромсе (Норвегия), Тампере (Финляндия), Праге (Чешская Республика), Таллине (Эстония), Лодзи (Польша), Каунасе, Шауляй (Литва) и др. Организовал отдельные симпозиумы в рамках международных конгрессов в Лукке (Италия), Амстердаме (Нидерланды).

Книги

  1. Корнев А.Н. «Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты». СПб.: Речь, 2006.
  2. Корнев А.Н. «Нарушения чтения и письма у детей». Второе изд. СПб., 2003.
  3. Корнев А.Н. «Нарушения чтения и письма у детей». СПб., 1997.
  4. Корнев А.Н. «Дислексия и дисграфия у детей». М., 1995.

Разделы в коллективных монографиях:

  1. Kornev A. N., Balčiūnienė I. (2019). Word structure in typically-developing and primarily language-impaired children: Usage-based corpus analysis of Russian preschoolers / E. Babatsouli // On Under-reported Monolingual Child Phonology. Multilingual Matters. In Press.
  2. Balčiūnienė I., Kornev A. N. (2019). Evaluation of narrative skills in language-impaired children: Advantages of a dynamic approach / E. Aguilar-Mediavilla, L. Buil-Legaz, R. López-Penadés, V. Sánchez-Azanza, D. Adrover-Roig // Atypical Language Development in Romance Languages. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. – P. 127–141. In Press [SCOPUS]
  3. Корнев А. Н. Поэтапное формирование оперативных единиц письма и чтения как базовый алгоритм освоения этих навыков // Нарушения письма и чтения у детей. Изучения и коррекция. М.: Издательство ЛОГОМАТ, 2018. – С. 6–23.
  4. Kornev A. N., Balčiūnienė I. Fictional narrative as a window to discourse development: A psycholinguistic approach / J. Badio (Ed.) // Events and Narratives in Language. Frankfurt am Main, Bern, Bruxelles, New York, Oxford, Warszawa, Wien: Peter Lang Publishing, 2017. – P. 171–188. [SCOPUS]
  5. Корнев А. Н., Оганов С. Р. Вариативность стратегий обработки письменного текста: анализ движений взора у студентов 2–4 курсов при чтении описательных текстов / Барабанщиков и др. (отв. ред.) // Айтрекинг в психологической науке и практике. Межрегиональная ассоциация экспериментальной психологии, Московский институт психоанализа, 2016. – С. 279–286. [РИНЦ]
  6. Корнев А. Н., Оганов С. Р. Стратегии обработки письменного текста при чтении описательных текстов: анализ движений взора у студентов 2–4 курсов с разным уровнем читательских навыков // Когнитивная психология: методология и практика. Коллективная монография. СПб.: Изд-во ВВМ, 2015. – С. 204–211.
  7. Оганов С.Р., Корнев А.Н. Саккады как показатель индивидуальной вариативности стратегий анализа текста: чтение научного текста студентами 2–4 курсов // Когнитивная психология: методология и практика. Коллективная монография. СПб.: Изд-во ВВМ, 2015. – C. 212–220.
  8. Гальперина Е.И., Шемякина Н.В., Нагорнова Ж.В., Корнев А.Н. Нейрофизиологический и когнитивный анализ механизмов понимания фраз при чтении у студентов // Когнитивная психология: методология и практика. Коллективная монография. Санкт-Петербург, 2015. – С. 191–198. [РИНЦ]
  9. Корнев А.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению чтению / B.V. Бирюков (ред.) // Homo Legens (3rded.). School Library: Professional Library of School Librarians, 1 (7-8). 2006. – P. 251–257.
  10. Корнев А.Н. Изобразительные и графомоторные навыки у школьников с дислексией и у умственно отсталых детей с нарушением чтения / Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. М.: МПГУ, 2005. – C. 272–277.
  11. Корнев А. Н. Дифференциальная диагностика недоразвития речи у детей (нейропсихологические аспекты) / Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. М.: МПГУ, 2005. – С. 43–47.
  12. Корнев А. Н. Параалалическая форма тотального недоразвития речи у детей / И.В. Королева (ред.) // Актуальные вопросы логопатологии. СПб., 2004. – C. 36–46.
  13. Корнев А. Н. Психология усвоения чтения / О.В. Иншакова (ред.) // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. М., 2001. – C. 79–87. 
  14. Kornev A. N. Toward a neuropsychological model of phonological development / B. Bichakjian, T. Chernigovskaja, A. Kendon, A. Moller (Eds.) // Becoming Loquens: More Studies in Language Origins. Frankfurt am Main: Bochum Publications in Evolutionary Cultural Semiotics, 2000. – P. 201–210.
  15. Корнев А.Н. Применение нейропсихологических методов исследования у дете / Л. В. Вассерман, С. А. Дорофеева, Ю. А. Мерсон (Eds.) // Методы нейропсихологической диагностики. St. Petersburg, 1997. – С. 232–275.
  16. Корнев А.Н., Каган В.Е., Журавлева И.Р., Зелинский С.М., Креславский Е.С., Шац И.К. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии //Д. Н. Исаев, В.Е. Каган (ред.) // Методическое пособие. St. Petersburg, 1997.

Учебно-методические пособия:

  1. Корнев А.Н., Авраменко А.С. «Обучение чтению дошкольников полуглобальным методом». Методическое пособие. Часть 2. СПб., 2013.
  2. Корнев А.Н., Зинкевич Е.Р. «Пропедевтическая практика как новая педагогичесская технология в подготовке клинических психологов (для студентов)». СПб., 2011.
  3. Корнев А.Н., Ишимова О.А. «Методика диагностики дислексии у детей. Методические рекомендации». Учебно-методическое пособие для психологов и логопедов. СПб., 2010.
  4. Корнев А.Н., Авраменко А.С. «Игры, занятия, инсценировки для обучения чтению детей 4-5 лет». Учебно-методическое пособие для психологов и логопедов. СПб.: Каро, 2009.
  5. Корнев А.Н., Старосельская Н.Е. «Говорить читать и думать учим в диалоге». Учебно-методическое пособие для психологов и логопедов. СПб.: Каро, 2007.
  6. Корнев А.Н. «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи». Учебно-методическое пособие для психологов и логопедов. М., 2006.
  7. Корнев А.Н., Старосельская Н.Е. «Как научить ребенка говорить, читать и думать».  Методическое пособие. СПб., 1999.
  8. Вакина И.А., Егорова Е.В., Московкин Ю.А., Самойлова О.Д., Петрова Л.Н., Корнев А.Н. «Ранняя диагностика – раннее вмешательство. Структура и содержание работ в детском саду». Учебно-методическое пособие для психологов и логопедов. СПб., 1998.
  9. Каган В.Е., Журавлева И.Р., Зелинский С.М., Креславский Е.С., Шац И.К., Корнев А.Н. «Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии». Учебно-методическое пособие для психиатров, неврологов, психологов и логопедов. СПб.: ПМИ, 1997.
  10. Лохов М.И., Вартанян Г.А., Иванова Г.А., Корнев А.Н. «Комплексный способ психофизиологической коррекции речи у детей». Учебно-методическое пособие для психологов и логопедов. Ленинград, 1988.
  11. Лохов М.И., Вартанян Г.А., Иванова Г.А., Корнев А.Н. «Комплексный способ психофизиологической коррекции речи у детей». Методические рекомендации МЗ СССР. М., 1988.
  12. Корнев А.Н.Раннее выявление дислексии у детей». Методические рекомендации МЗ СССР. М., 1982.

Статьи А.Н. Корнева

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта.

Продолжая пользование данным сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.