Получите 30 уроков в подарок
00
:
00
:
00
Коррекция дислексии онлайн за 8 минут в день
Начните заниматься сегодня и получите месяц (30 уроков) в подарок
Коррекция дислексии
онлайн за 8 минут в день
00
:
00
:
00

5 ответов на главные вопросы о дислексии от профессора Корнева: как проявляется расстройство и «лечится» ли оно

  • 423

Время прочтения 7 мин

Дети с дислексией с трудом могут прочитать короткий текст – гораздо медленнее, чем их сверстники. Им сложно справляться со школьной программой без поддержки учителей и помощи родителей и специалистов. Но точно ли это не простая лень современных детей или неспособность к обучению? Кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ Александр Николаевич Корнев ответил на главные вопросы о дислексии и ее происхождении.

Мама и дочка делают уроки

Почему у некоторых детей появляется дислексия и сколько таких детей?

Если говорить о дислексии в строгом смысле этого слова, так, как принято в мировом сообществе, то таких детей 5%. Но если смотреть на проблему шире, то нужно добавить, что встречается немало нарушений чтения вторичного происхождения, то есть, вызванных, например, недоразвитием устной речи или задержкой психического развития. Таких детей еще 5%.

«Получается, что в России 10% детей имеют серьезные нарушения чтения. В других странах приводятся иные показатели. Например, в англоязычных странах называют цифру 17-20%». 

На распространенность нарушений чтения влияет взаимодействие трех составляющих. С одной стороны, это некоторые аномалии формирования мозга и особенности его развития. В происхождении дислексии очень большую роль играет генетическая предрасположенность. Многочисленными исследованиями подтверждается, что среди многих причин наследственность составляет примерно 50-60%. Это отображает общебиологические законы популяции, и в разных странах этот процент примерно один и тот же. А вторая составляющая определяет, в какой степени эти особенности развития мозга затрудняют усвоение чтения в каждой конкретной форме письменности и при конкретном методе обучения.

Например, если у ребенка негрубые нарушения некоторых ключевых для чтения структур мозга, то в системе письменности с так называемой прозрачной орфографией он сможет освоить чтение на уровне низкой нормы. Некоторые западные исследователи даже говорят о том, что есть такая латентная дислексия, то есть, предрасположенность, которая не превратилась в настоящую дислексию. Если будем сравнивать чтение в разных языках, то русская письменность считается простой, с прозрачной орфографией. При чтении написание и произношение в русском языке очень близки и не требуют использования каких-то правил. А вот с английским языком противоположная ситуация. Он очень труден для освоения, отнимает массу сил и времени по сравнению со многими другими языками, и с тем же русским.

Третья составляющая – это метод обучения. В разных странах существуют разные традиции в методике обучения грамоте. Скажем, в англоязычных странах много лет использовали глобальный метод («look-and-say» method), а когда убедились, что он недостаточно хорош, перешли к так называемому «Phonic method». По сути, он близок к аналитико-синтетическому, где опираются на некоторые орфографические правила. Метод, который применяется в России – аналитико-синтетический – для большинства детей, в общем, не сложен и они нормально осваивают грамоту, опираясь на этот метод.

«Но у детей с дислексией самое слабое звено в их функциональных возможностях – это как раз синтез целого из частей и их серийная организация. Очень долго они не могут освоить синтез слогов из двух букв и автоматизировать этот навык».

Следовательно, самым радикальным и эффективным средством была бы разработка и использование такого метода, который бы обошел эту трудность, что, собственно говоря, я и сделал. Разработанный мной метод опирается на сильные стороны дислексиков, то есть не требует складывать слог из звуков, а позволяет запомнить слог сразу как целое. В этом ключ к оказанию помощи детям с дислексией.

Дети делают уроки

Как проявляется дислексия?

В первом классе, довольно трудно определенно сказать, кто дислексик, а кто нет, потому что первоклассники имеют очень большой разброс по темпу и качеству освоения материала. И что самое главное – ошибки, которые допускают дислексики, по существу те же самые, которые допускают все дети, начинающие учиться читать. Другими словами, нет таких ошибок, которые были бы характерны только для дислексиков. Но ошибки у них сохраняются дольше и в большем количестве, что, конечно, существенно мешает пониманию прочитанного. Часто такие дети используют двойное чтение: шепотом (или про себя) побуквенно, а потом вслух – по слогам или целым словом.

«Оценивая только качество чтения, точный диагноз можно поставить во втором классе». 

Но если использовать методы раннего выявления, специальные методики, например, мой скрининг-метод, тогда, конечно, даже до поступления в школу можно сказать, что вот этот ребенок с 75% вероятности будет дислексиком. Иначе говоря, если сочетать наблюдения за тем, как усваивается навык, и использовать специальные методики, то можно уже в первом классе сказать, что вот для этого ребенка нужна особая работа и особые методы.

Можно ли вылечить дислексию?

Если под словом «вылечить» понимать медикаментозное лечение, то, конечно, нет. Никакими лекарствами дислексию не устранишь. А что действительно помогает, так это психолого-педагогические коррекционные методы, которые приходится использовать довольно долго, два-три года, иногда даже четыре. Иногда к ним приходится добавлять лекарственное сопровождение, а иногда и без этого обходится. Но все равно, главное, конечно, это коррекционная работа, а не лечение.

В английском языке применяется термин «remedial treatment», которое переводится как лечение, но под этим словом подразумевают не тот смысл, что в медицине. В большей степени это коррекция. В процессе специальных развивающих упражнений, благодаря специальной стимуляции, в мозгу формируются новые связи, создается функциональная система, которая может полноценно обеспечивать навык чтения. Мозгу помогают за счет здоровых его частей создавать новые функциональные связи.

Это было проверено в исследованиях с помощью фМРТ. Сначала проводили исследование, которое показало, что ключевые зоны мозга, отвечающие за чтение неактивны, молчат. После двухмесячной коррекции снова делали исследование, и оказывалось, что эти молчащие зоны становились активными. 

Урок в школе

Нужны ли детям с дислексией особые условия обучения?

Действительно, для того чтобы помочь этим детям, нужна специальная методика обучения чтению, которая опирается на сильные функции у таких детей и щадит их слабые функции. Например, мной разработана и опубликована подобная методика для дошкольников и изложена в книге «Обучение чтению дошкольников полуглобальным методом» (А.Н.Корнев, 2013). В этом случае полуглобальный метод, в отличие от аналитико-синтетического, помогает ребенку усваивать ключевые оперативные единицы чтения (слоги) как иероглиф, как целостное образование и тем самым избавляет его от той работы, с которой он не может справиться.

Очень важно получить право и разрешение использовать альтернативные методики обучения грамоте в школах. К сожалению, пока в рамках школы это почти невозможно, поскольку все школы обязаны использовать один, традиционный, общий для всех школ метод. Только логопед в своем кабинете, на коррекционных занятиях может применять такой метод. 

«Кроме того дети, страдающие дислексией, нуждаются в определенных послаблениях, щадящих условиях обучения, т.к. все они очень болезненно переживают свой недостаток, трудности в школе». 

Поэтому следует освобождать их от необходимости чтения вслух при всем классе, давать дополнительное время при выполнении текстовых заданий, озвучивать тексты заданий на экзамене и др. Это предохранит их от серьезных невротических расстройств. Для этого нужно добиться ломки некоторых традиций унификации требований ко всем детям в обычных школах, очевидно, нужны и изменения в законодательстве.

Дислексия дает детям особенные таланты?

 Я бы сказал, что это своего рода миф. На самом деле, талантливых детей среди дислексиков ничуть не больше, чем вообще в популяции. Такое мнимое убеждение возникло потому, что сама ситуация, когда у ребенка, с одной стороны, трудности в обучении, но одновременно есть и талант, привлекает к себе больше внимания. За много лет передо мной прошло много детей с дислексией, но я не могу сказать, что у них чаще встречается талант, чем у обычных детей. Скорее наоборот.

«В зарубежной прессе используют подобные мифы, просто, чтобы утешить и успокоить тех, у кого дети с такими нарушениями и кто сам страдает этим». 

При этом надо иметь в виду, что в англо-американской терминологии термин «дислексия» охватывает и нарушения чтения, и нарушения письма. И у многих из тех гениальных или просто одаренных и известных людей, которые числятся как страдающие дислексией, наблюдается только нарушение письма, а это более легкое состояние, создающее меньше трудностей. Так что, если говорить о детях с нарушениями чтения, каких-то убедительных данных, что среди них много талантов, просто нет.

Александр Николаевич Корнев

Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой логопатологии Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter

Читайте также

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта.

Продолжая пользование данным сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.