Многие родители считают, что логопед занимается исключительно постановкой правильных звуков и устранением заикания у детей. Но так ли это на самом деле? Насколько узко это представление о работе логопеда? Кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ Александр Николаевич Корнев рассказал о том, какие задачи на самом деле решает логопед, почему важно вовремя обращаться к специалисту и как понять, что вы выбрали профессионала.

Что на самом деле делает логопед
В младшем возрасте родители чаще всего обращаются с проблемами звукопроизношения, отсутствием речи или заиканием. Заикание – это уже не отклоняющееся развитие, а невроз, более серьезное заболевание. Когда ребенок идет в школу, основные жалобы касаются письма и чтения. Если вовремя не обратить внимание на эти проблемы, они могут серьезно повлиять на успеваемость и самооценку ребенка.
Работа логопеда гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. Если специалист работает в детском учреждении, он не только исправляет дефекты звукопроизношения, но и коррегирует неточности слухового восприятия звуков речи (фонематический слух), развивает словарный запас, учит строить фразы по правилам русского языка и формирует умения пользоваться речью в общении. Дети, которые вместо «Ш» говорят «Ф», – не самые трудные в плане коррекции. Гораздо сложнее работать с теми, кто не может построить фразу, у кого желание высказаться огромное, но при попытке это сделать речь получается скудной и несвязной.Логопед не только ставит звуки, но и развивает фонематический слух, словарный запас, учит строить фразы и готовит ребенка к освоению письма и чтения. Эксперт объясняет, почему важно обращаться к специалисту до школы и как выбрать профессионала, который действительно поможет ребенку.
«Неправильное звукопроизношение – это всего лишь верхушка айсберга. Грамотный логопед понимает, что в звуковом строе речи гораздо более серьезную роль играют другие нарушения».
Одной из ключевых проблем, с которой сталкивается ребенок перед поступлением в школу – осознание речи, необходимость научиться вычленять в речи отдельные слова, слоги и звуки, правильно опознавать отдельные звуки в словах. Без этого он не научится читать и писать. Совокупность некоторых, ключевых для грамоты психологических способностей нужна, чтобы научиться читать и писать. Их неполноценность создает ребенку разнообразные трудности, велик риск дисграфии или дислексии. Если вовремя (до школы) обратиться к логопеду, это удастся предотвратить.

Что будет, если вовремя не обратиться к логопеду
Чем раньше начнется коррекция, тем легче исправить дефект. Для каждого речевого навыка есть сенситивный, или наиболее чувствительный период, связанный с созреванием мозга. Пока мозговые центры, отвечающие за речь, не до конца созрели, многое можно изменить. Когда этот период завершается, происходит автоматизация, закрепление неправильного навыка. И тогда придется ломать, перестраивать образовавшийся стереотип, а это значительно труднее. Поэтому так важно не упустить момент и вовремя обратиться к специалисту.
Как выбрать хорошего логопеда
Родителям очень трудно сразу разобраться в том, насколько хорош тот или иной логопед. Тем не менее, несколько ориентиров могут помочь сориентироваться. Хороший профессионал внимательно выслушивает родителей и не дает сразу обещаний все исправить за короткий срок. К сожалению, это как раз нередко случается в негосударственных центрах. За большие деньги обещают быстро все исправить. Как правило, это обман. Грамотный добросовестный специалист ведет себя сдержанно и осторожно, понимая, что все в жизни значительно сложнее. Обращайте внимание на успехи ребенка в процессе коррекционной работы. Если их не видно и логопед не дал внятного объяснения, почему это так, есть смысл обратиться к другому специалисту.
Отзывы в интернете могут быть фальшивыми, на них тоже не всегда можно полагаться. Лучше изучить их на нескольких разных интернет-ресурсах.