Список литературы на лето, книги для развития и по интересам – что лучше выбрать для летнего чтения школьнику? А если у него дислексия? Доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой логопатологии, заведующий лабораторией нейрокогнитивных технологий НИЦ СПбГПМУ Александр Николаевич Корнев дал ряд советов родителям – как грамотно организовать чтение на летних каникулах.
Как выбирать книги на лето для школьника
Для детей с дислексией чтение книг ничто не заменит. Кроме того, что надо тренироваться и двигаться вперед в освоении навыков чтения, нужно нарабатывать и опыт работы с текстами. Чтение развивает личность, тренирует мозг – это не просто информация. И как раз летом можно выбирать те книги, которые интересны ребенку.
«При выборе книг лучше ориентироваться на желания и предпочтения самого ребенка».
Это кажется само собой разумеющимся, но часто родители выбирают те книги, которые им кажутся полезными, не думая, насколько это нравится ребенку.
Как читать с ребенком, если у него дислексия
Чтение-диалог помогает развивать ребенка. И можно использовать этот метод в разных формах. Например, можно читать вслух порциями и обсуждать. Многие не подозревают, что даже детям школьного возраста и полезно, и интересно, когда им читают вслух.
«Многие родители думают, что как только ребенок научился читать, все – дальше он должен исключительно сам. Ничего подобного. Полезно и то, и другое!».
Тем более, для детей с дислексией. Им трудно читать, а этот багаж знаний, который дает книга, пополнять нужно постоянно. Будет и полезно, и приятно, если родитель время от времени будет читать вслух, параллельно обмениваясь с ребенком мнениями.
Почему ребенок не должен читать вслух
Не стоит заставлять ребенка читать вслух. Научные исследования, в том числе, данные нашей лаборатории в университете, показывают, что чтение вслух не помогает в развитии навыков чтения и формировании стратегий чтения.
Когда мы читаем текст, мы очень часто возвращаемся, перечитываем, чтобы более полно понять смысл текста. Кроме того, читающие фактически строят свою версию текста, пытаясь его понять: это не просто считывание того, что написано автором, это попытка сконструировать свое понимание текста. И в этом случае зачастую нужно вернуться в уже прочитанную часть, найти какую-то связь одной части с другой. Когда ребенок читает вслух, он лишен такой возможности.
Начиная с 3–4 класса у детей постепенно начинают формироваться стратегии интерпретации текста, обнаружения связей.
Успешные читатели имеют несколько стратегий:
- сплошное медленное чтение;
- сплошное быстрое чтение;
- поисковое чтение;
- чтение по диагонали;
- выборочное чтение.
Но стратегия формируется при накоплении опыта, при взаимодействии с текстом. К сожалению, в школах очень редко на уроках работают с текстом. И поэтому ребенок обучается таким стратегиям чаще автономно – при чтении дома, например. Я рекомендую предложить ребенку читать так, как ему удобно.
Научиться осмысливать прочитанное тоже можно с помощью одного приема. Родители могут заранее ознакомиться с книгой и перед тем, как ребенок начнет ее читать, составить вопросы. Но вопросы должны быть не формальными, вроде как кого зовут, а глубинными, смысловыми, потому что это особенно важная часть в чтении – умение понимать скрытую, имплицитную информацию, синтезировать части в нечто целостное. Прочитав текст и ответив на ваши вопросы, ребенок научится отыскивать информацию – сформирует навыки поискового чтения.
Какие книги выбирать для ребенка с дислексией
Для детей с трудностями в чтении больше всего подходят повествовательные тексты – те, что называют нарративами: где есть история, логическая связь. Они формируют навыки связывать разные фрагменты, события, эпизоды. Кроме того, именно истории наиболее привлекательны для большинства детей. Типичный пример – это сказки.. Ребенку самому интересно читать такие тексты, чтобы узнать, чем все закончилось.
Желательно, чтобы эти истории были небольшими: длинные тексты пугают детей с трудностями в чтении, даже многих взрослых большие книги пугают. Причем я рекомендую не избегать классических авторов. Жизнь не так резко изменилась, по крайней мере, за последние полстолетия, чтобы дети не поняли, например, Маршака, Чуковского, Агнию Барто и прочих, если говорить о начальной школе.
Если говорить о дислексиках, то книги надо выбирать, делая шаг назад, а то и два шага по сравнению с тем, что предлагает на этот возраст школа. Нужны простые и доступные по тексту книги, они должны быть читабельны: не очень длинные фразы, не очень много редких слов.
Что делать со списком литературы на лето из школы
Частично эти тексты родители могут просто читать вслух, снизив нагрузку для ребенка. Сейчас в офисных программах на компьютерах есть встроенный экранный диктор, который озвучивает электронные тексты. В программе Office 365, например, можно настраивать темп чтения. Это в какой-то мере может облегчить тяготы родителей и детей при освоении списка литературы от школы.
Кроме того, большие возможности дают аудиокниги, которые сейчас на любой вкус, на разные классы есть подборки. И ничего плохого в аудиокнигах нету, они как раз для таких детей создают возможность с наименьшими потерями энергии, сил познакомиться с материалом книг, с содержанием и выполнить те задания, которые требуется по программе школы.
Я рекомендую родителям пользоваться такими вариантами компромисса, чтобы с одной стороны не отстать, не потерять навыки, которые важны, но с другой стороны снизить общую нагрузку для ребенка.
Помимо чтения летом стоит уделить внимание и другим занятиям с ребенком, особенно, если у него есть трудности в чтении или письме. Даже короткие, но регулярные занятия будут полезны, а три месяца безделья могут дать серьезный откат в успехах.