Вокруг дислексии образовалось очень много мифов и заблуждений. К сожалению, многие из них сильно вредят детям и не дают им шанса научиться читать. Один из таких мифов – что дислексия сама пройдет со временем. Доктор медицинских наук, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ Александр Корнев объяснил, почему детям с дислексией нужна квалифицированная помощь.

Что такое дислексия
Дислексия – это стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого (языкового) развития, отсутствие нарушений слуха и зрения и оптимальные условия обучения. Другими словами, ребенок никак не может научиться читать, хотя развит нормально, успевает в других предметах, и его образование не пустили на самотек.
Такая неспособность овладеть навыком чтения возникает не на пустом месте – в основе лежат нейробиологические особенности: наследственная предрасположенность, вызывающая структурные и функциональные особенности формирования головного мозга.
Почему ребенок не может сам научиться читать, если у него дислексия
Мозг таких детей, по сравнению с обычными, имеет некоторые отличия в строении и характере нейронных связей. Многочисленные исследования подтверждают: дислексия – это не лень или «глупость» ребенка, это отклонения в развитии структур мозга.
При таких отклонениях ребенок не может без квалифицированной помощи освоить слияние звуков в слоги, а слогов – в слова. У него также есть нарушения оперативной фонологической памяти, то есть способности кратковременно удерживать в оперативной памяти прочитанные сегменты речи (звуки, буквы, слоги, слова). Есть и сложности с восприятием слогов целиком, а не побуквенно, а также бедный словарный запас.
И главное – у детей с дислексией низкая способность к автоматизации навыков, требующая постоянного повторения осваиваемого навыка в течение длительного времени.

Каждую из этих проблем нужно решать – не ребенку самостоятельно, а при помощи специалистов.
«Ребенок с дислексией испытывает настоятельную потребность в систематической профессиональной помощи, не имея возможности самостоятельно справиться с этой проблемой».
К сожалению, игнорирование проблемы, как и попытки заставить школьника с дислексией как можно больше читать вслух, не только не помогут (автоматизации навыков таким путем вы не добьетесь), но и породят новые сложности:
- снижение успеваемости;
- снижение самооценки ребенка;
- формирование «фобии чтения» и «фобии школьного обучения»;
- нарушение процесса социализации.
И, главное, чем дольше тянуть, тем сложнее будет помочь ребенку в будущем. Обращайтесь к специалистам как можно раньше, как только начинаете подозревать наличие проблем.
С дислексией школьнику могут помочь логопеды, только не рассчитывайте на пару-тройку месяцев коррекции: с этой проблемой работают годами. Частично сократить объем работы с логопедом очно поможет **SLOGY**: платформа помогает решить одну из главных проблем дислексии – автоматизацию навыка чтения слогов и слов. Это помогает значительно ускорить процесс чтения и облегчить понимание прочитанного. Первый месяц занятий всегда бесплатный, а уроки длятся не дольше 7–10 минут в день. Регистрируйтесь по ссылке.