В начале лета у родителей всегда стоит вопрос: дать детям полноценно отдохнуть или настаивать на продолжении занятий. После каникул у детей с дислексией могут возникать проблемы в учебе: высок риск отката даже в тех навыках, которые были усвоены ранее. Так что каникулы лучше планировать не только с точки зрения поездок и встреч с друзьями, но и с точки зрения режима и занятий.
Можно ли за лето забыть то, чему научился в школе
Нужно иметь в виду, что каникулы, с одной стороны, – положительное явление, возможность отдохнуть. Но в них есть и некоторое коварство: есть риск отката, регресса, потерь, которые происходят за лето.
«После возвращения в школу ребенок кое-что теряет из того, что он знал в конце предыдущего года».
Этот феномен исследовали в разных странах, в том числе, в США, Канаде, Германии. И ученые признали, что этот откат всегда происходит, особенно в математике и в письме. И в исследованиях даже удалось измерить степень этого регресса. Часть ученых измеряли его в процентах и считают, что ребенок в
среднем теряет примерно 10% от тех знаний и объема навыков, которые он к концу года имел. Другие ученые измеряли регресс в месяцах, и получилось, что откат происходит примерно на месяц. И в новом учебном году на то, чтобы восстановить знания и навыки за предыдущий год, уходит где-то два-три месяца.
Но это характеризует детей в среднем. А у детей с проблемами, с трудностями в письме, в чтении, в учебе откат серьезнее и больший объем потерь.
«Любопытно, что относительно единодушно ученые пишут об откате в математике и очень часто в письме. Но когда речь идет о чтении, то одни ученые указывают на некоторый регресс в навыках чтения, а другие, наоборот, говорят о прогрессе».
Как оказалось, на результаты исследований в откате по чтению влиял социальный и образовательный статус семьи. Влияло и то, как дети проводили лето. Если более продуктивно и с книгой в руках, то потерь не было. В том числе и потому, что летом можно читать то, что нравится, а не то, что обязывает школа.
Как провести лето, если у ребенка дислексия
Родители могут повлиять на объем потерь и приобретений за время каникул, разумно дозируя занятия. Так у ребенка будет возможность восстановиться и не потерять, что уже наработано. В том числе, не забывать о коррекционных занятиях и работе на нашей платформе SLOGY.
Многое зависит и от состояния самого ребенка. У детей с дислексией есть некоторые психологические особенности:
- повышенная утомляемость;
- для них трудоемкость чтения значительно выше, чем для остальных детей;
- повышенная метеочувствительность;
- медленная автоматизация умственных навыков.
Дело в том, что чтение – это навык. И любой навык, когда он только формируется, выполняется под контролем сознания и на это уходит много внимания. Но постепенно навык достигает устойчивости, прочности и автоматизируется. И на этом этапе можно сказать, что он полноценно сформирован и потерять его невозможно. И, главное, тогда навык становится экономичным для мозга, не утомительным и сохраняет работоспособность ребенка.
Так вот, у детей с дислексией автоматизация навыков чтения происходит медленнее, чем у остальных детей. И поэтому нельзя рано расслабляться, даже если заметен прогресс. Из-за медленного процесса автоматизации у них есть риск потерь.
Есть еще один момент. Когда лето закончится, возникнет новая проблема – адаптация к начинающемуся учебному году. У части детей с проблемами в чтении, в письме в первые месяцы учебы возникает дезадаптация. После длительного отдыха им тяжело переключиться на режим работы. И чем длиннее этот отдых, тем труднее.
Поэтому ученые и психологи в этом случае рекомендуют распределять режим занятий и отдыха на протяжении лета, чередуя их.
Лучше составить расписание на лето для ребенка так:
- отдых – две недели;
- занятия – одна неделя и т.д.
Такое чередование сохраняет у ребенка возможность включиться в рабочий режим, и, с другой стороны, дает полноценную возможность для отдыха. Важно, чтобы ребенок тоже был согласен на такой график и придерживался его.
Стоит сохранять и режим сна и отдыха. Это тоже поможет предупредить дезадаптацию в новом учебном году. Кроме того, в августе стоит понемногу увеличивать количество умственных занятий – не обязательно школьных: чтение, разговор о книгах. Чтобы ребенок постепенно переключался на рабочий режим.
Регулярные занятия для детей с дислексией нужны даже летом
Платформа SLOGY работает уже несколько лет, и мы можем оценить результаты детей, которые на ней занимаются. Мы анализируем статистику детей, которые занимаются в программе Slogy. Результаты у разных детей могут различаться. Навыки нарабатываются в зависимости от индивидуальных особенностей, темпа самого ребенка.
Рассмотрим несколько примеров.
Например, ребенок шести лет прошел 347 уроков. Он выучил все двухбуквенные слоги, большое число трехбуквенных слогов. Прогресс большой и заметный.
Более скромные результаты у этого ребенка. Но это тоже результаты, и они видны, они закрепятся, если не бросать.
Прогресс зависит от регулярности. Важно продолжать занятия на платформе даже летом, потому что именно регулярность – залог достижения полноценного чтения. Тем более, что урок в среднем идет около восьми минут, это увлекательно, интересно, и не мешает летнему отдыху. И это преимущество таких маленьких эпизодов, но каждый день: это позволяет сохранить форму и двигаться вперед.