Получите 30 уроков в подарок
00
:
00
:
00
Коррекция дислексии онлайн за 8 минут в день
Начните заниматься сегодня и получите месяц (30 уроков) в подарок
Коррекция дислексии
онлайн за 8 минут в день
00
:
00
:
00

Когда начинать и как правильно учить ребенка читать: научная точка зрения

  • 7264

Время прочтения 8 мин

В последнее время большое распространение получила идея обучения детей «с пеленок». «Мой сын читает и считает уже в 3», делятся родители своими успехами в личных блогах и разговорах – «А мой уже считает!». Закономерно немало среди родителей и тех, кто задается вопросом – в каком возрасте обучение чтению все-таки предпочтительно для ребенка? И приносит ли раннее обучение чтению вред или пользу?

Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, следует отметить, что существует разница между ранним развитием и ранним обучением ребенка. Под ранним развитием скорее следует понимать создание оптимальных условий для естественного познавательного интереса ребенка в возрасте от 0 до 3-4 лет, в рамках той познавательной активности, которая соответствует его возрасту. Мозг ребенка претерпевает колоссальные изменения за этот период, и на раннем этапе развития полезно  разнообразить среду малыша и создать оптимальные, психологически комфортные условия для развития новых умений и навыков. А раннее обучение подразумевает целенаправленную обучающую активность взрослого по отношению к ребенку  раньше, чем это обычно происходит при традиционном обучении и воспитании. Чаще всего это обучение школьным навыкам (счет, письмо и чтение) раньше, чем это обычно делается в конкретной культуре. 

Мама учит малыша читать

Мода на раннее обучение

Благодаря бурному развитию нейронаук в последние десятилетия, все громче звучит идея об интенсивнейшем развитии мозга, особенно до трехлетнего возраста. Некоторые родители стремятся обучать детей с самых ранних лет, пытаясь не упустить момент, когда можно наиболее эффективно вложить в ребенка знания и умения, которые потребуются ему во взрослой жизни. Но часто причина в другом. Родители соревнуются друг с другом в том, у кого более развитый ребенок и торопятся научить его тому, что большинство детей осваивает позже. Как известно, спрос рождает предложение. Создано немало  разнообразных методик для детей раннего возраста (Глен Доман, Сесиль Лупан, методика Зайцева). Растущая популярность детских садов, работающих по программам раннего обучения формирует своеобразный тренд, и родитель старается обучить малыша как можно большему, ведь «после трех уже поздно». Многие учителя начальной школы также ожидают, что ребенок, поступивший в первый класс, уже будет владеть элементарными школьными навыками, делегируя тем самым свою задачу детскому саду или семье. Из-за таких ожиданий недостаточно внимания в школе уделяется отработке базовых навыков букварного периода. Случается, что у части рано овладевших грамотой детей не формируется любви к чтению. 

Во многом это связано с тем, что маленький ученик психологически еще не готов к освоению чтения. Психика человека – это не папка с файлами в компьютере, куда можно загрузить любую информацию или умение. Нам необходимо иметь определенную психологическое оснащение, чтобы овладеть навыками, особенно такими трудными, состоящими из множества других мелких поднавыков, как чтение и письмо. 

Предпосылки овладения чтением

Какие существуют психологические предпосылки овладения чтением? Для полноценного овладения грамотой нужно достичь определенного уровня зрелости познавательных и языковых способностей. Рассмотрим подробнее:

  1. Способность к оперированию графическими символами. Для ребенка 3-4 лет слово – неотъемлемый атрибут предмета. В ходе символической игры, действий игрового замещения, графического отображения предметов в рисунках, ребенок постепенно переходит к графическому символизму и усвоению языка графических символов, без которого невозможно научиться читать.
  2. Фонематический или слоговой анализ. Чтобы быть готовым к освоению грамоты ребенок должен осознать элементы устной речи: слова, слоги, звуки. У некоторых детей это еще не сформировано к началу обучения в школе.
  3. Способность удерживать в памяти и совершать операции с рядами символов, учитывая их последовательность или сукцессивные функции. Чтобы синтезировать ряд прочитанных единиц чтения в целое, ребенок должен уметь удерживать эти единицы в строгой последовательности.Дополнительно следует отметить, что в классическом школьном методе обучения чтению ребенку особенно необходим достаточный объем оперативной памяти. На начальном этапе чтения единицей распознавания текста является буква. Для понимания значения прочитанного слова надо короткое время удерживать в оперативной памяти ряд прочитанных букв. Поэтому объем памяти ребенка влияет на возможность понимания слов определенной длины.
  4. Словарный запас. Для понимания прочитанного требуется достаточный словарный запас. Лексика литературных текстов и текстов школьных учебников значительно отличается от разговорной, привычной ребенку речи.

У большинства детей эти предпосылки сформированы в той или иной мере к 6 годам. Хотя безусловно, траектория развития каждого отдельного ребенка индивидуальна. Некоторые дети демонстрируют признаки несформированности перечисленных функций к началу школьного обучения. Это означает, что при принятии решения об обучении чтению родителю следует в первую очередь опираться на актуальные возможности ребенка. Следует задуматься и понаблюдать – есть ли у ребенка интерес к играм с элементами обучения чтению? Проявляет ли он интерес к буквам, задает ли он родителю вопросы по этому поводу? И если он проявляет соответствующую мотивацию и наличие сформированности важных для чтения функций – пробовать обучать, без спешки и без оглядки на чужой опыт.

Чтение ребенку: чтение-диалог

В рамках данной темы также необходимо отметить ещё одну крайне важную составляющую готовности ребенка к обучению грамоте – способность понимать письменный текст. До 4-5 лет ребенок еще не в полной мере понимает устные тексты в  речи.  Его понимание довольно ситуативно и фрагментарно. Ребенок отчасти догадывается, опираясь отчасти на знакомость ситуации, отчасти – на интонацию, мимику и жесты говорящего.  Письменная же речь значительно отличается – она оторвана от невербального контекста, более сложна синтаксически и лексически, базируется на литературном языке, понимание которого ребенок окончательно осваивает только к старшему школьному возрасту. Даже не все взрослые полноценно владеют навыками полноценного  понимания письменных текстов. Чтобы облегчить процесс понимания речи ребенку, сделать его более увлекательным, необходимо чтение ребенку вслух и обсуждение прочитанного. 

Отец с дочкой обсуждают книгу (чтение-диалог)

Чтение вслух взрослым является одним из наиболее эффективных средств освоения новых слов в значимом для ребенка контексте, что подтверждается разнообразными исследованиями (Bus et al., 1995; Dickinson & Smith, 1994; Scarborough & Dobrich, 1994; Wasik & Bond, 2001). Одним из способов, которым родитель может способствовать освоению грамоты ребенка является «чтение-диалог». По сути это один из способов коммуникации с ребенком, когда взрослый вовлекает его эмоционально в содержание книги, которую читает ребенку вслух, задавая вопросы, обсуждая и иллюстрируя происходящее в книге. 

Читать вслух ребенку полезно и в школьном возрасте. Эти навыки входят в фундамент, который облегчает формирование навыков понимания текста при чтении. 

Как заинтересовать ребенка книгой?

Существуют конкретные рекомендации и обучающие программы для взрослых, которые позволяют успешно, с интересом для ребенка вовлечь его в чтение-диалог. Для маленького ребенка, объем и устойчивость внимания, словарный запас, эмоциональные особенности которого значительно отличаются от взрослого, недостаточно просто монотонно прочесть отрывок книги. Во взаимодействии с ребенком важно учитывать следующие рекомендации, которые представлены последовательно, в виде этапов.

Этап 1
  1. Задавайте закрытые вопросы: «Что это?», «А что здесь нарисовано?»;
  2. Следуйте вопросами за ответами ребенка: «А какого он/она цвета?», «Как ты думаешь, для чего это используется?»;
  3. Просите ребенка повторять новые слова;
  4. Помогайте ребенку, если это необходимо;
  5. Следуйте за интересом ребенка;
  6. Хвалите и поощряйте ребенка.
Этап 2
  1. Задавайте открытые вопросы: «Что ты видишь на этой странице?», «Расскажешь мне побольше об этом?»;
  2. Следуйте ответу ребенка, расширяя его (добавляйте 1 или 2 слова к его ответу);
  3. Просите ребенка повторять дополнения к ответу;
  4. Помогайте ребенку, если это не обходимо;
  5. Давайте ребенку на выбор тему, которую можно обсудить;
  6. Хвалите и поощряйте ребенка.
Этап 3
  1. Задавайте вопросы, связанные с сюжетом: «Что он сделал дальше?», «Почему герой был грустным?», «Где они находятся?»;
  2. Начинайте задавать более отдаленные вопросы, связанные с опытом ребенка и ближайшими событиями: «А помнишь, где ты тоже видел такое вчера?»;
  3. Продолжайте оказывать помощь при необходимости;
  4. Хвалите и поощряйте ребенка.

При выборе книг для чтения-диалога обычно используются большие (увеличенного размера) иллюстрированные книги. Для детей раннего возраста рекомендовано использовать книги без текста, состоящие только из иллюстраций – они помогают научиться находить связь событий и создавать историю-повествование. (Grolig L. et al. 2020, Балчюниене, Корнев, 2021). Стоит также помнить о длительности занятия с ребенком – в предшкольном возрасте диалогическое чтение может составить уже около 30 минут, а для ребенка раннего – длительность такого занятия будет слишком велика. Поэтому рекомендовано ограничиться 10-15 минутами.

Для помощи родителю с вовлечением ребенка в совместное чтение исследователи Cole, Maddox, Notari-Syverson, and Ross (1998) создали схему, которой может следовать родитель, читая ребенку во время чтения вслух:

1 шаг

Комментируем и даем время –  на этом шаге родитель обращает внимание на тот фрагмент в книге, который относится к сфере интересов ребенка, а затем дает ему время, чтобы ответить или задать вопрос.

2 шаг

Задаем вопросы и даем время – здесь родитель может задавать как закрытые вопросы по тексту (например, те, на которые можно ответить да или нет), так и открытые, предполагающие развернутый ответ. Стоит учитывать, что на последние ребенку потребуется дать больше времени.

3 шаг

Даем свой ответ и дополнение – этот шаг предполагает, что родитель перефразирует то, что было сказано ребенком, дополнив его ответ одним-двумя словами или фразой (Lane, H. B., & Wright, T. L. 2007).

Как выбрать книгу для диалогического чтения?

Выбирая книгу для чтения ребенку следует учитывать 3 важных критерия:

  1. Соответствие книги возрасту;
  2. Качественные, понятные, красочные иллюстрации;
  3. Соответствие интересам и предпочтениям ребенка. Нередко дети любят повторное чтение им одной и той же книги.

Ознакомьтесь с книгой перед прочтением ребенку – убедитесь, что язык не слишком сложен, а в книге есть история или некоторые герои, элементы или иллюстрации, которые вы могли бы обсудить совместно. 

Иллюстрация из книги «Большое путешествие горошка»

Иллюстрация из книги «Большое путешествие горошка» (Кали давид, илл. Мурен Себястьян).

Посредством партнерского диалога в процессе чтения с родителем ребенок учится понимать книжные тексты в устном изложении, а эмоциональный контекст общения со значимым взрослым, который является его «проводником» в книгу, прививает интерес к книгам. Эта практика полезна как для детей, которые только начинают осваивать навык чтения, так и для тех, кто уже умеет читать. Однако наибольший вклад она вносит именно на начальном этапе обучения чтению (Scarborough and Dobrich, 1994).

Александр Николаевич Корнев

Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой логопатологии Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter

Читайте также

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта.

Продолжая пользование данным сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.