В письме Министерства просвещения Российской Федерации от 8 февраля 2019 г. N ТС-421/07 обращается внимание на необходимость повышения эффективности работы служб психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями письма и чтения, включая детей дошкольного возраста, попадающих в группу риска по фактору нарушения чтения и письма. |
Методическое пособие разработано ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей" с привлечением представителей научного сообщества с целью улучшения организации психолого-педагогической помощи обучающимся с нарушениями чтения и письма. Оно предназначено как для административных работников школ, учителей начальной и средней школы, воспитателей детских садов, специалистов сопровождения (логопедов, дефектологов, психологов), так и для родителей. Текст официального письма Минпросвещения России от 10.04.2020 № 07-2627 в формате PDF можно скачать по ссылке.
Общие вопросы, терминология, подходы
В первой части методического пособия описываются вопросы происхождения и проявления трудностей обучения, современная терминология, используемая для обозначения различных по природе нарушений письма и чтения. Кратко суммируются подходы к определению дислексии и дисграфии и индивидуализации образования обучающихся с нарушениями чтения и письма. Отдельно рассматривается предрасположенность к школьным трудностям и дается общая характеристика детей группы риска по дислексии и дисграфии.
Диагностика и коррекция нарушений письма
Вторая часть методического пособия посвящена нарушениям письма: их психолого-логопедической (нейропсихологической) классификации, диагностике и коррекции, а также системе взаимодействия специалистов в процессе сопровождения детей с дисграфией и дизорфографией. Раскрывается психолого-логопедическая классификация дисграфий, основанная на выделении первичного дефекта. Отмечается, что трудности формирования письма могут быть связаны как с речевым дефицитом, так и с недостаточностью невербальных компонентов деятельности, обосновывается, почему выявление причин, которые могут приводить к нарушениям письма, является задачей, требующей взаимодействия специалистов и объединения разных подходов к их анализу: логопедического и нейропсихологического. Показывается необходимость выявления "слабого звена" функциональной системы письма для выстраивания стратегии коррекционной работы с опорой на сохранные звенья. Приводятся примеры методов коррекционной работы.
Диагностика и коррекция нарушений чтения
В третьей части методического пособия раскрывается содержание работы по диагностике и коррекции дислексии, технология выявления предрасположенности к дислексии, ее профилактики. Рассматривается дифференциальная диагностика дислексии, описываются технологии скринингового обследования старших дошкольников и первоклассников, а также методы обследования младших школьников, включающие анализ чтения и базовых речевых и неречевых функций. Представлены системы мер по предупреждению дислексии и дисграфии в условиях школьного обучения и организации социальной поддержки детей с дисграфией и дислексией. В этом же разделе раскрываются возможности индивидуализации образования обучающихся с нарушениями чтения и письма, такие, например, как снижение темпов и объема выполнения письменных заданий или проведение промежуточных аттестаций с учетом характера и степени тяжести нарушения.
Оптимизация системы оценивания
Четвертая часть пособия посвящена оптимизации системы оценивания текущих и промежуточных результатов освоения обучающимися с нарушениями письма и чтения основных общеобразовательных программ.