Получите 30 уроков в подарок
00
:
00
:
00
Коррекция дислексии онлайн за 8 минут в день
Начните заниматься сегодня и получите месяц (30 уроков) в подарок
Коррекция дислексии
онлайн за 8 минут в день
00
:
00
:
00

Особенности освоения ребенком навыка чтения на русском языке

  • 5000

Время прочтения 3 мин

Слогослияние

Одной из ключевых операций в чтении на русском языке является слогослияние. Слогослиянием называют слитное произнесение всех звуков, составляющих слог. С фонетической точки зрения центральное место в этом случае занимает операция артикулирования согласного, в одном из аллофонных его вариантов, что зависит от стоящего за ним гласного звука.

В соответствии со слоговым принципом русского письма во многих случаях операция слияния сопровождается и выбором фонемы и артикулемы, соответствующих одной из 2-х парных согласных: мягкой или твердой. Существуют некоторые различия в понимании этого процесса фонетистами и методистами русского языка. В методике русского языка весьма часто под слогослиянием подразумевают только чтение прямого слога типа СГ. Его называют «слиянием».

Согласные, которые в лингвистическом понимании тоже входят в слог, например, типа ССГ, СГСС, в этом случае называют «звуками вне слияния» (Горецкий В.Г. и др., 1982, Соловейчик М.С., 1997). Этим подчеркивается их отдельное от слога-слияния произнесение. Таким образом, слогу-слиянию при таком подходе придается особый статус. Это влияет и на результаты слогоделения.

Например, согласно правилам фонологии слогоделение слов палка, булка, колба, стакан выглядит следующим образом: пал-ка, бул-ка, кол-ба, ста-кан. При использовании вышеописанного подхода с акцентом на слоги-слияния результаты анализа будут следующие: па-л-ка, бу-л-ка, ко-л-ба, с-та-ка-н.

Ударение

Другой проблемой, с которой сталкивается ребенок при овладении чтением, является ударение. В русском языке позиция ударного слога в слове не фиксирована, как в некоторых других языках (например, в чешском). Средняя длина слова – около 2,5 слогов. На рис.1 приведены значения частот (в %) появления ударного слога в словах различных ритмических типов.

Позиция ударного слога в слове

Ударный слог, как известно, отличается большей длительностью сравнительно с другими слогами, входящими в слово. Отсутствие ударения или неправильно поставленное ударение значительно затрудняет идентификацию значения слова. Оно может в этом случае восприниматься как другое слово (квазиомоним) или как псевдослово. В ряде случаев ударение различает разные грамматические формы слова.

Например, в слове город все падежные формы единственного числа имеют ударение на первом гласном: города, городу, городом. Все падежные формы множественного числа – на окончании: городов, городами, о городах (Л.В. Бондарко, 1998).

Как известно, ударение – феномен супрасегментарного уровня и существует лишь в целом фонетическом слове. Следовательно, при чтении перед ребенком встает необходимость зрительной антиципации. На начальном этапе овладения чтением (т.н. «альфабетическое чтение» по Marsh et al. (1981) и Frith (1985)) это создает определенные дополнительные трудности.

На эта­пе аль­фа­бе­ти­че­ско­го чте­ния де­ти де­ко­ди­ру­ют гра­фи­че­ское сло­во на ос­но­ве вы­со­ко­дис­крет­ных, звуко-буквенных со­от­вет­ст­вий, что в русской терминологии носит название «по­бу­к­вен­ного чте­ния». На первый взгляд оно мо­жет вы­гля­деть как сло­го­вое, но иногда де­таль­ный ана­лиз об­на­ру­жи­ва­ет, что пер­вич­но опо­зна­ют­ся от­дель­ные бу­к­вы, и только затем про­из­во­дит­ся опе­ра­ция сло­гос­лия­ния.

Ос­нов­ным пси­хо­ло­ги­че­ским со­дер­жа­ни­ем это­го эта­па яв­ля­ет­ся ус­вое­ние зву­ко-бу­к­вен­ной сим­во­ли­ки, что вклю­ча­ет за­по­ми­на­ние пол­но­го спи­ска гра­фем рус­ско­го язы­ка (вклю­чая ал­ло­гра­фы) и уме­ние точ­но и диф­фе­рен­ци­ро­ван­но со­от­но­сить смыс­ло­раз­ли­чи­тель­ные при­зна­ки зна­ков пись­мен­но­го язы­ка (в том чис­ле про­бе­лы, точ­ку, ь), не все­гда пря­мо и од­но­знач­но со­от­вет­ст­вую­щие диф­фе­рен­ци­аль­ным при­зна­кам уст­но­го язы­ка.

Обучение чтению на русском языке

Библиография

  1. Frith U. Beneath the surface of developmental dyslexia. Are comparisons between developmental and acquired disorders meaningful? // K.E. Patterson, J.C. Marschall, & M. Coltheart (Eds.), Surface dyslexia. London, 1985, P.301-330
  2. Marsh G., Friedman M., Welch V., Desberg P. A cognitive developmental theory of reading acquisition. // T. Waller & G. MacKinnon (Eds.), Reading research ^ Advances in theory and practice. N –Y., Academic Press, 1981, P.199-221
  3. Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. Изд. С.-Петерб. гос. Университета., 1998.- 275 С.
  4. Горецкий В.Г., Кирюшкина В.Г., Шанько А.Ф. Уроки обучения грамоте. М., 19825. Соловейчик М.С. (Ред.) Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. М., Academ A, 1997
Александр Николаевич Корнев

Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой логопатологии Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter

Читайте также

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта.

Продолжая пользование данным сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.