Содержание
Слогослияние
Одной из ключевых операций в чтении на русском языке является слогослияние. Слогослиянием называют слитное произнесение всех звуков, составляющих слог. С фонетической точки зрения центральное место в этом случае занимает операция артикулирования согласного, в одном из аллофонных его вариантов, что зависит от стоящего за ним гласного звука.
В соответствии со слоговым принципом русского письма во многих случаях операция слияния сопровождается и выбором фонемы и артикулемы, соответствующих одной из 2-х парных согласных: мягкой или твердой. Существуют некоторые различия в понимании этого процесса фонетистами и методистами русского языка. В методике русского языка весьма часто под слогослиянием подразумевают только чтение прямого слога типа СГ. Его называют «слиянием».
Согласные, которые в лингвистическом понимании тоже входят в слог, например, типа ССГ, СГСС, в этом случае называют «звуками вне слияния» (Горецкий В.Г. и др., 1982, Соловейчик М.С., 1997). Этим подчеркивается их отдельное от слога-слияния произнесение. Таким образом, слогу-слиянию при таком подходе придается особый статус. Это влияет и на результаты слогоделения.
Например, согласно правилам фонологии слогоделение слов палка, булка, колба, стакан выглядит следующим образом: пал-ка, бул-ка, кол-ба, ста-кан. При использовании вышеописанного подхода с акцентом на слоги-слияния результаты анализа будут следующие: па-л-ка, бу-л-ка, ко-л-ба, с-та-ка-н.
Ударение
Другой проблемой, с которой сталкивается ребенок при овладении чтением, является ударение. В русском языке позиция ударного слога в слове не фиксирована, как в некоторых других языках (например, в чешском). Средняя длина слова – около 2,5 слогов. На рис.1 приведены значения частот (в %) появления ударного слога в словах различных ритмических типов.
Ударный слог, как известно, отличается большей длительностью сравнительно с другими слогами, входящими в слово. Отсутствие ударения или неправильно поставленное ударение значительно затрудняет идентификацию значения слова. Оно может в этом случае восприниматься как другое слово (квазиомоним) или как псевдослово. В ряде случаев ударение различает разные грамматические формы слова.
Например, в слове город все падежные формы единственного числа имеют ударение на первом гласном: города, городу, городом. Все падежные формы множественного числа – на окончании: городов, городами, о городах (Л.В. Бондарко, 1998).
Как известно, ударение – феномен супрасегментарного уровня и существует лишь в целом фонетическом слове. Следовательно, при чтении перед ребенком встает необходимость зрительной антиципации. На начальном этапе овладения чтением (т.н. «альфабетическое чтение» по Marsh et al. (1981) и Frith (1985)) это создает определенные дополнительные трудности.
На этапе альфабетического чтения дети декодируют графическое слово на основе высокодискретных, звуко-буквенных соответствий, что в русской терминологии носит название «побуквенного чтения». На первый взгляд оно может выглядеть как слоговое, но иногда детальный анализ обнаруживает, что первично опознаются отдельные буквы, и только затем производится операция слогослияния.
Основным психологическим содержанием этого этапа является усвоение звуко-буквенной символики, что включает запоминание полного списка графем русского языка (включая аллографы) и умение точно и дифференцированно соотносить смыслоразличительные признаки знаков письменного языка (в том числе пробелы, точку, ь), не всегда прямо и однозначно соответствующие дифференциальным признакам устного языка.
Библиография
- Frith U. Beneath the surface of developmental dyslexia. Are comparisons between developmental and acquired disorders meaningful? // K.E. Patterson, J.C. Marschall, & M. Coltheart (Eds.), Surface dyslexia. London, 1985, P.301-330
- Marsh G., Friedman M., Welch V., Desberg P. A cognitive developmental theory of reading acquisition. // T. Waller & G. MacKinnon (Eds.), Reading research ^ Advances in theory and practice. N –Y., Academic Press, 1981, P.199-221
- Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. Изд. С.-Петерб. гос. Университета., 1998.- 275 С.
- Горецкий В.Г., Кирюшкина В.Г., Шанько А.Ф. Уроки обучения грамоте. М., 19825. Соловейчик М.С. (Ред.) Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. М., Academ A, 1997