Получите 30 уроков в подарок
00
:
00
:
00
Коррекция дислексии онлайн за 8 минут в день
Начните заниматься сегодня и получите месяц (30 уроков) в подарок
Коррекция дислексии
онлайн за 8 минут в день
00
:
00
:
00

Почему дети плохо учатся в школе и виноваты ли они в своих двойках: что говорит наука

  • 610

Время прочтения 6 мин

Двойки, вызовы родителей в школу, жалобы от учителей на то, что ребенок ленив или необучаем, ежедневные сражения всей семьей с домашним заданием – будни многих родителей. Почему же это происходит? Доктор психологических наук, кандидат медицинских наук,  профессор Александр Николаевич Корнев объяснил, в чем может быть причина «необучаемости» школьников и как можно исправить ситуацию.

Дети идут в школу

Как дети усваивают новую информацию и что для этого надо

Чтобы хорошо учиться, ребенку кроме желания нужно несколько важных вещей: биологическая зрелость мозга для усвоения предлагаемой информации и адекватные условия среды. Это мнение большинства современных ученых, хотя одной общепризнанной модели обучаемости нет до сих пор.

В зависимости от возраста и психофизиологической готовности ребенок выбирает ведущий тип деятельности для получения новой информации: от деятельности непосредственного эмоционального общения (на 1-ом году жизни) к манипулятивной, игровой, учебной и трудовой.

Важно, что психофизиологическая готовность усвоить информацию может не быть связана с возрастом ребенка напрямую: созревание нужных зон мозга проходит неравномерно. В группе детей одного пола и возраста порядка 13-20% детей обгоняют статистическую норму, и столько же – отстают от нее. Таким образом, от 26 до 40% детей имеют динамику физиологического созревания, отклоняющуюся от средних статистических показателей. Дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут реально оказываться на разных этапах возрастного развития.

Еще один важный момент, который позволит лучше понять процесс обучения ребенка: с одной стороны, он присваивает себе опыт и знания, которые выработало общество, а с другой – совершенствует свои мыслительные способности. Поэтому считается целесообразным разделять научение как усвоение новой информации или нового знания, и развитие, под которым подразумевается процесс совершенствования интеллектуальных способностей, появление психологических новообразований, рост эвристической компетенции функциональных самоорганизующихся систем мозга, в том числе и его когнитивной системы.

Девочка за ноутбуком

Что происходит с детьми, когда они попадают в школу

Нейропсихологи выяснили, что отдельные когнитивные функции имеют различающуюся мозговую организацию, которая с возрастом претерпевает определенные изменения. Проще говоря, нет подтверждений, что навыки, которые сформировались у ребенка в одном виде деятельности, он точно успешно перенесет на другой.

И пока практика показывает, что часто такого переноса не случается. Например, не редкостью являются случаи, когда ребенок, относительно грамотно пишущий диктанты, допускает массу ошибок в тетради по природоведению или других нешкольных творческих работах. Используемые в классе формы повествовательной речи (при пересказе, изложении и т.п.) не всегда включаются в повседневную речь ребенка вне школы. Усвоенные в школе научные знания о природе и предметном мире подчас никак не применяются в практических ситуациях нешкольного типа.

«Кроме отсутствия полноценных межпредметных связей в этом повинны и методы преподавания, ориентированные на заучивание отвлеченных теоретических сведений, без учета глубины их понимания. Как отмечал Борис Ананьев применительно к школьной системе 60-х годов (что, к сожалению, справедливо и сейчас), «прогресс обученности детей непосредственно не влечет за собой роста обучаемости».

Еще одна особенность школьного обучения, которая может мешать нормальному развитию и обучению детей – строгие рамки и единые стандарты. Если в раннем возрасте большую часть знаний и навыков ребенок усваивает почти спонтанно, в дошкольном возрасте культура уже навязывает стереотипы.

В школе ребенок сталкивается с тем, что его индивидуальный путь пытаются встроить в жесткие нормативные рамки и алгоритмы усвоения знаний. Темп тоже задает школа, а не сам ребенок. Получится ли усвоить знания, зависит во многом от готовности ученика воспринять информацию от учителя.

Надпись на доске

Почему некоторым детям не дается учеба и виноваты ли они в этом

Накопленный за последнее столетие опыт ведущих педагогов мира свидетельствует, что обучение наиболее гармоничным образом способствует развитию, когда его содержание и методы сообразны естественным преобразованиям происходящим в тот или иной момент детства.

«Ян Коменский назвал это «принципом природосообразности». Любое новое знание или навык усваиваются полноценно в том случае, когда достигнутый уровень функциональной зрелости мозга и психики создает для этого необходимые объективные предпосылки».

Часто учителя и методисты-дидакты неадекватно оценивают способности детей, завышая их. Тем временем, школам стоит ориентироваться не на «идеальные» нормы, а на статистические – они отражают реальную картину. Например, сильнейшие ученики 2 класса по уровню развития соответствуют средним ученикам 3 класса, а слабейшие – ученикам 1 класса. Причем в силу наличия определенной степени дисгармонии между разными интеллектуальными способностями, персональный состав сильнейших и слабейших не совпадает в отношении разных школьных предметов.

«К сожалению, все это не принимается в расчет при апробации инновационных обучающих программ, которая во многих случаях проводится без должной психологической экспертизы. Порой это создает условия для предъявления неоправданно завышенных требований к детям как при поступлении в школу, так и в процессе обучения».

Уже давно в школьной системе происходит постепенное наращивание темпов усвоения учебного материала и его объема на протяжении всех лет обучения. Фактически это начинается уже в детском саду. 

«Внедрение школы в детский сад приводит порой к потере желания учиться в школе».

При создании  школьных программ и их содержания не обдумывается вопрос «необходимого и достаточного» и посильности для основной массы детского населения». Ученикам стоит давать тот объем знаний, который зарекомендовал себя в практике как достаточный на данном этапе развития и обеспечивающий возможность дальнейшего их расширения в случае возникновения соответствующей потребности и наличия необходимых для этого условий. С психогигиенической точки зрения школьная программа должна обеспечивать всем детям с нормой интеллектуального развития, соответствующего широкому диапазону дескриптивной, статистической нормы (то есть большинства, включая нижнюю ее границу), возможность полноценного усвоения материала без чрезмерного напряжения. Разумеется, это не означает, что учебный материал должен быть настолько упрощенным, что может быть усвоен без всяких усилий. Однако уровень трудности должен быть средним, а не предельным

Какие еще последствия использования школьных программ, которые не ориентируются на большинство

Исследования показывают, что у стратегии современной российской школы дать больше и раньше, чем дети могут освоить и применить в жизни, уже есть негативные последствия – они выражаются в снижении психического здоровья детей и уровня образованности основной массы выпускников.

В таких условиях, если ребенок не готов усваивать предлагаемый ему материал в силу особенностей своего развития, он не только становится неуспевающим. Дисгармоническое взаимодействие ученика и учителя поднимает «психофизиологическую цену» знаний и ведет к переутомлению и стрессу. Именно с этим, в значительной степени, связан отмечающийся в последние годы рост случаев школьной дезадаптации, «школьных неврозов» и падение уровня психического здоровья детей. Особенно значительный ущерб в подобной ситуации наносится детям с чертами даже легкой психической незрелости, несформированностью некоторых предпосылок интеллекта, замедленным темпом психического созревания.

Ориентация на наиболее зрелых, выносливых и обучаемых приводит к неуклонному росту числа детей с «проблемами в обучении». Как следствие – растет потребность в различных специализированных классах, предоставляющих этим детям коррекционную помощь и щадящие условия обучения.

Александр Николаевич Корнев

Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой логопатологии Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter

Читайте также

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта.

Продолжая пользование данным сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.