Получите 30 уроков в подарок
00
:
00
:
00
Коррекция дислексии онлайн за 8 минут в день
Начните заниматься сегодня и получите месяц (30 уроков) в подарок
Коррекция дислексии
онлайн за 8 минут в день
00
:
00
:
00

Помощь детям при дислексии: логопед и родители как партнеры

  • 5313

Время прочтения 25 мин

Выстраивание взаимоотношений между логопедом и родителями в процессе оказания помощи ребенку – тема острая и злободневная. Данная проблема волнует специалистов всего мира, однако озвучивается крайне редко. Логопед, с которым ребенок регулярно занимается, становится для него значимым лицом наравне с родителями. И от того, как сложатся отношения между этими тремя сторонами, зависит результат работы логопеда и как следствие – прогресс ребенка.

Исторические корни проблемы взаимоотношений «Родители-Школа»

Первичные педагоги для детей – это их родители. Если обратиться к истории, педагогика, как профессия, появилась еще во времена Древней Греции, когда богатые слои населения приглашали домашних учителей для обучения своих детей.

Готовить учителей в качестве профессионалов в большинстве стран начали в ХIХ веке, когда возник институт школы. Именно в этот период начали складываться традиционные отношения между родителями и педагогами, которые можно назвать несимметричными.

Учителя полагали, что знают особенности ребенка и особенности протекания самого процесса обучения. Из-за этого они ставили себя в более высокое положение, так как определяли метод и содержание обучения, а также всего, что происходило в школе. Разумеется, отношение учителя к родителю было, как человека просвещенного и знающего, как учить, к человеку непросвещенному.

Родители были исполнителями воли учителя и от них ожидалось исключительно уважение (в частной системе отношений – плата). То есть фигурой №1 по значимости становился учитель, а родитель перемещался на второе место. В общество такое положение дел считалось нормальным в течение долгого времени.

Педагоги рассматривали родителей в качестве объекта руководства, воздействия и влияния на ребенка. Здесь прослеживается определенная логика сложившихся представлений – развитие ребенка напрямую зависит от того, насколько педагогически «грамотно» родители ведут себя в семье. Соответственно, в этом плане учитель становится своеобразным ментором по отношению к ним.

В середине XX века в США произошло осознание проблемы взаимоотношений школы и родителей. В 50-х годах в литературе начали появляться первые упоминания о том, что родитель является фигурой №1 для своего ребенка и имеет исконное право решать его судьбу, так как является для него самым близким и значимым человеком и несет за него полную ответственность. В 1975 году был принят законодательный акт P.L. 94-142 (No Child Left Behind Act), который гарантировал помощь детям с отклонениями в развитии и права их родителей. Это стало первым шагом к тому, чтобы наладить партнерские отношения между семьей и педагогами.

Роль родителей, как естественных педагогов

  1. С рождения. Родители являются для ребенка естественными педагогами. Помогают ему научиться всему, что необходимо в жизни, отвечают на любые вопросы, всегда готовы выслушать ребенка и дать совет.
  2. ДОУ. Для ребенка-дошкольника родители становятся учителями и экспертами, частично разделяя эту роль с воспитателями детского сада.
  3. Школа. Как только ребенок отправляется в школу, данную функцию родители возлагают на школьного учителя. Школа предполагает у ребенка значительно большую степень самостоятельности.
  4. Логопед. Если родители не справляются с этой ролью, то они идут к логопеду. Это меняет их представление о своей роли и ее весе в помощи ребенку, смещая ее в сторону специалиста.

У родителей есть право решать, согласны они с тем, что происходит в системе школьного и дошкольного образования или нет. В последнем случае они могут организовать обучение на дому и данное решение с точки зрения закона будет правомерным.

У части детей в силу различных обстоятельств происходит не всегда гармоничное развитие в системе образования. У некоторых проблемы речевой сферы (освоение звукопроизношения, развитие связной речи, грамматически правильное построение речи) проявляются рано, и родители замечают, что их ребенок отличается от большинства. Тогда они обращаются за помощью к логопеду и в этот момент начинают выстраиваться отношения между логопедом и родителями, а также логопедом и ребенком. Главная задача данных отношений – помочь ребенку освоить нормативную речь.

Работа логопеда с родителями

Виды подходов в работе логопеда с родителями

Налаживание партнерских и симметричных отношений между родителями и педагогами имеет важное значение. Выделяют три вида данных взаимоотношений:

  1. Бихевиористский (поведенческий) подход.
  2. Когнитивистский (рациональный) подход.
  3. Конструктивистский (нарративный) подход.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Бихевиористский подход

Бихевиористский (поведенческий) подход — это следование теории оперантного научения Б.Ф. Скиннера: за позитивное поведение - награда («пряник»), за уклонение - наказание («кнут»). Важно не путать бихевиористский подход с бихевиоральным, у которого акцент внимания на поведении.

Поведенческая терапия, как и наука бихевиоризм, возникла исторически раньше. Сторонники бихевиоризма полагают, что развитие ребенка, просоциальное поведение, освоение им законов морали и нравственности, формируются исключительно от того, за что его наказывают и хвалят. Между этими двумя влияниями человек формируется как личность, изощренно маневрируя, чтобы избегать наказаний и получить как можно больше поощрений.

Педагог в интересах ребенка тоже влияет на поведение родителей. За выполнение определенных рекомендаций он показывает комплаентное, уважительное отношение к родителям, а за невыполнение – осуждает и ругает. То есть в этом случае родители занимают детскую позицию, а педагог – родительскую. Подобная система отношений, которая унизительна для родителей, доминировала в СССР в течение 70 лет. Из-за большого уважения к учителям многие не замечали этой несимметричности.

Когнитивистский подход

Когнитивистский (рациональный) подход – изучение внутренних механизмов внешних факторов, влияющих на развитие речи, и выстраивание новой эффективной системы речевых навыков. Это более разумный способ воздействия, когда логопед объясняет родителям, по какой коррекционной схеме он будет работать с ребенком, а по какой нет.

Педагог делает их своими сторонниками, тактично объясняя, какую работу они обязаны выполнять (например, делать домашние задания). Если мать и отец будут следовать рекомендациям логопеда, то в большинстве случаев наступает нужный результат.

Конструктивистский подход

Конструктивистский (нарративный) подход – формирование коммуникативно-речевых навыков у ребенка в диалоге с родителями с учетом их реальной социальной и коммуникативной ситуации и жизненной истории. Данный подход сформировался сравнительно недавно.

Конструктивистский подход подразумевает, что при выполнении своих обязанностей логопед словно становится еще одним членом семьи, участником ее истории. Он выясняет у родителей историю физического развития (как родился, чем болел) и собирает психологический анамнез, чтобы выяснить, как проходит жизнь ребенка, какие события в нем происходили и какие у него складываются отношения с родителями. Все это оказывает прямое влияние не только на его личность и отношение к миру, но и на коммуникативные навыки. Логопед формирует речь по той причине, что это практически единственный способ общения с людьми и приобретения знаний. Когда ребенок идет в школу, прибавляется еще один вид коммуникации – чтение, т.е. работа с текстами и приобретение знаний, которые в них заложены.

Нарративный подход предполагает вовлеченность логопеда не только в коррекционную работу, но и в определенной степени – в жизнь семьи со всеми ее радостями и бедами. В конечном итоге такое сотрудничество оказывается более эффективным.

Социально-психологические модели работы логопеда

С социально-психологической точки зрения вышеперечисленные подходы подразделяются на 2 категории:

  1. Медицинская модель: родители являются клиентами, которым оказывается услуга – исправление недостатков речи, письма и чтения у ребенка. Логопед предписывает определенные рекомендации, а родители должны выполнять их. Чем лучше они выполнят, тем лучше будет для ребенка.
  2. Партнерская модель: логопед и родители помогают ребенку освоить полноценные навыки письма и чтения.

Переход с медицинской модели отношений на партнерскую начался в перестроечные годы. Данный процесс в нашей стране происходит по сей день и еще далек от завершения. В ряде развитых стран Европы (например, в Великобритании) аналогичный процесс начался раньше и сейчас находится на более продвинутой стадии.

Социальная рокировка

Процесс перехода на партнерскую модель отношений характеризуется изменениями, которые оформляются и на законодательном уровне. В частности, происходит некоторая трансформация системы взаимоотношений  педагогов и родителей, меняется система помощи детям и развиваются инклюзивные формы обучения – ребенка с проблемами речи отправляют не в специальную школу, а оказывают помощь в обычной общеобразовательной школе.

После завершения диагностики, когда устанавливают, как именно будет проходить коррекция, между школой и родителями в обязательном порядке заключается договор. Там прописывают вид, содержание и срок коррекции. Это дает родителям больше возможностей влиять на процесс обучения ребенка.

Нередко, в случае возникновения каких-либо проблем с успеваемостью, учитель предъявляет претензии родителям, а те, в свою очередь, - детям. Ребенок оказывается крайним, что сгущает атмосферу вокруг него и усугубляет его положение.

Когда начали переходить к другой модели отношений, то они иногда приобретали другую крайность. В перестройку для учителей произошел довольно болезненный процесс. Степень уважительного отношения общества к педагогам несколько снизилась и все претензии теперь предъявляются уже к ним. Учителям бывает нелегко защититься от «наездов» со стороны родителей. Чтобы не бросаться из одной в крайности в другую, партнерские отношения имеют очень важное значение и выгодны для обеих сторон.

Отношение родителей и педагога

Философия отношений логопеда и семьи

В данных отношениях имеет значение не только юридическая сторона вопроса (кто какие права имеет и какие обязанности несет), но и взаимопонимание. В одном советском фильме было сказано: «Счастье – это когда тебя понимают». К сожалению, люди не всегда понимают друг друга и это становится источником многих проблем. Если говорить об учителе и родителях, нередко возникает противостояние. Такая проблема характерна не только для России, но и многих других стран.

Пока дети маленькие, все выглядит сравнительно безоблачно. Главными учителями для него являются мама и папа, свои первые знания о мире он получает именно от них. Отправляясь учиться в детский сад и школу, у части детей могут возникнуть проблемы с обучением. Данные проблемы затрагивают не только ребенка, но и в целом всю семью.

Далее речь пойдет преимущественно о проблемах школьников, у которых имеются трудности с чтением и письмом – как это отражается на семье и на взаимоотношениях родителей с логопедом в процессе коррекционной работы.

Социальная ситуация семьи с ребенком с дислексией

Если ребенок не смог научиться читать в должные сроки и с должным качеством (дислексия), он сталкивается с рядом проблем:

  • хроническая неуспеваемость по чтению и письму, а также по многим другим предметам;
  • болезненные переживания при чтении вслух при одноклассниках (фобия чтения);
  • невозможность пользоваться текстами в учебниках;
  • плохое понимание условий задач в задачниках по математике;
  • крайне низкая продуктивность при чтении материала учебников дома.

Это только краткий список тех трудностей, с которым может сталкиваться ребенок. Чем старше становится ребенок, тем больший объем текстов ему приходится прорабатывать, работая с учебниками. Сложности, с которым сталкивается дислексик, лишь продолжают расти как снежный ком. По сравнению с благополучным ребенком, дислексик тратит в 3-4 раза больше сил и энергии на чтение одного и того же текста, соответственно, он больше утомляется.

Долгое время полагали, что дети с проблемами в речевом развитии не должны испытывать трудности в математике. Однако это не так. Та же формулировка задач представляет собой текст, который зачастую сложный по грамматической конструкции и вызывает трудности даже у взрослых. Учеба для детей-дислексиков – чрезвычайно трудоемкая и тяжкая задача.

На рисунке ниже обозначено, как ребенок попадает в своеобразный бермудский треугольник: он плох и для учителя, и для родителей. Каждый из них пытается повлиять на него, заставляя двигаться вперед. Между тем, у дислексика есть нарушения, имеющие нейробиологическую основу, и только одни понукания могут усугубить ситуацию и ухудшить качество жизни ребенка. Он чувствует за собой вину и не может найти выход из сложившегося положения. Это действительно сложная ситуация для ребенка.

Бермудский треугольник логопеда, родителей и ребенка

Родители тоже болезненно воспринимают это, переживая за своего ребенка. На этом фоне возникают следующие проблемы семьи (чаще – матери):

  1. Большой объем помощи ребенку. Подготовка домашних заданий растягивается на часы и отнимает кучу сил. Терпение истощается и прорывается в раздражение и злость. Все эти негативные эмоции часто выплескиваются на ребенка. С одной стороны, это беда, ведь негативные эмоции возникают у родителей вследствие усталости и чувства безнадежности. С другой стороны, это вина: ребенок не виноват, когда родители выплескивает свое недовольство на него. С этим сталкиваются порядка 80% родителей.
  2. Напряженные отношения с ребенком. Трудности в обучении и хроническое недовольство родителей вызывают со стороны ребенка защитно-агрессивное поведение или же чувство бессилия (состояние выученной беспомощности).
  3. Внутрисемейный баланс отношений между родителями. Все вышеназванное закономерно сказывается на внутрисемейных взаимоотношениях. Часто идет недопонимание со стороны отцов, которые не могут или не хотят вникать в тонкости работы с ребенком и не всегда понимают переживания жены, которая обременена этим. Необходимо принимать ребенка таким, какой он есть. Когда речь идет о трудностях, которые объективно обусловлены особенностями развития и формирования мозга, ни у кого нет морального права в чем-либо обвинять ребенка. Самое главное – демонстрировать сочувствие и поддержку. К сожалению, такое происходит не во всех семьях. Часто ребенок растет в атмосфере хронического раздражения, что только усиливает его чувство вины. А хронически виноватый человек не может быть счастливым.
  4. Переговорный процесс с учителем. Школьная неуспеваемость вызывает недовольство со стороны учителя. Переговоры с ним производят на родителей тягостное впечатление и ставят их в сложное положение. С одной стороны, они должны вставать на сторону педагога и призывать ребенка к учебе, а с другой – становится жалко своего ребенка и хочется защитить его. В такой ситуации родителям рекомендуется все же поддержать свое чадо, так как они являются для него единственной защитой и опорой.

Если ребенка будут ругать и школа, и родители, то это вгонит его в сильное напряжение и губительно скажется на формировании личности. Снижается самооценка, учеба ухудшается еще сильнее и таким образом усугубляется положение всех трех сторон.

Методология взаимодействия логопеда с семьей

Если говорить о работе с логопедом, то данные отношения не так накалены, так как специалиста можно поменять в любой момент. Тем не менее, родители ожидают каких-то результатов от занятий, порой оправданных и чрезмерных. Если должного результата нет, то часто крайним оказывается ребенок.

Чтобы развязать этот гордиев узел сложности, специалист должен включить свой функционал как в терапии, так и в отношениях с семьей. Методология взаимодействия логопеда с семьей такова:

  1. Главный принцип – партнерство.
  2. Логопедическая работа, как терапевтический коммуникативный процесс.
  3. В терапевтической коммуникации важно эмпатически понимать жизненную ситуацию собеседника.
  4. Родитель-котерапевт.
  5. Синхронизация видения терапевтической ситуации у всех участников.

Логопед и родители проецируют свои ожидания на ребенка. Если не удалось добиться желаемого, то необходимо скрасить ситуацию для ребенка и помочь ему не воспринимать неудачу болезненно. Как вариант, можно сымитировать успех и раздуть маленький достигнутый результат в большой, потому что это максимум, на что он был способен.

Как правило, к логопеду ходят 2 раза в неделю, занятия длятся по полчаса. Это достаточно скромный объем времени и, разумеется, нужна дополнительная помощь. Чем больше у ребенка количество часов, тем быстрее у него будет прогресс. Налаживание партнерских отношений с родителями делает их участниками коррекционной работы – котерапевтами. Чтобы это произошло, логопеду недостаточно просто давать домашние задания, он должен с сочувствием относится к трудностям родителей. Эмпатия в разы повышает уровень доверия к специалисту.

Учеба в школе – важная часть жизни ребенка. Ребенок учится, чтобы жить, а не наоборот. Однако многие взрослые думают иначе и считают, что вплоть до окончания школы ребенок должен лишь учиться. Подавляющее большинство родителей при возникновении проблем с успеваемостью начинают относится к ребенку через призму его школьных успехов, что в корне неправильно.

Чтобы значительно облегчить положение и в целом жизнь семьи, достаточно принимать ребенка таким, какой он есть. Родители должны выключить свой «счетчик», который оценивает поведение ребенка и его успехи в обучении. Данное утверждение звучит просто, но требует длительной работы. Неоценимую помощь в этом может оказать логопед.

Помощь детям при дислексии

Сферы жизни, в которых родители могут быть партнером логопеда

Самое главное в треугольнике «Ребенок-Логопед-Родитель» – достижение взаимопонимания. Между всеми участниками должна быть синхронизация видения ситуации, но проблема заключается в том, что каждый из них видит ситуацию по-своему.

В каких случаях родители могут стать партнером для логопеда:

  1. Мотивирование. Книга – приоритетная ценность в жизни семьи. Ребенок должен понять, что умение читать является жизненно важным навыком и главным источником знаний, а не просто прихотью родителей и педагогов. Он может понять это, только наблюдая за своими родителями, ведь система ценностей усваивается в семье. Чем больше родители читают книги, тем больше шансов, что они «заразят» ребенка любовью к чтению.
  2. Подсказка значений незнакомых слов. Данная проблема актуальна не только для дислексиков, но и большинства детей. Лексикон меняется быстро и значения многих слов дети не знают, что значительно затрудняет чтение. Родитель должен приучать ребенка задавать вопросы и объяснять значение незнакомых слов. Чем чаще это делать, тем легче ребенку понимать прочитанное. В конце концов, именно понимание прочитанного усиливает интерес.
  3. Помощь в поиске связности в тексте. У детей с дислексией часто возникают трудности в обнаружении связи между разными фрагментами текста и событиями, происходящими в нем. В поиске связности может помочь родитель, который должен прочитать текст и объяснить все ребенку.
  4. Помощь в раскрытии смысла текста. Во время чтения происходит построение собственного текста – понимание прочитанного. Особую трудность у детей вызывает подтекст, скрытый смысл текста.
  5. Помощь в осмыслении школьного программного материала. Во всех ситуациях, где требуется работа с текстом, помощь со стороны родителя невозможно переоценить. Это может быть утомительно, но без этого не обойтись.
  6. Организация и планирование умственной работы ребенка (по усвоению знаний и саморазвитию). Можно составить распорядок дня, прописать в нем все занятия, время выполнения домашних заданий и строго следовать ему.
  7. Использование альтернативных средств получения знаний (аудиокниги, видеофильмы, устное изложение – пересказ и т.д.). Таким образом можно снизить нагрузку на ребенка и уменьшить количество текстов, которые ему приходится читать.

Взгляд логопеда

Если продолжить тему взаимопонимания и синхронизации видения, то ситуация представляется по-разному для всех сторон. Что представлено в видении логопеда:

  • симптоматика – похожа на дислексию;
  • значит, работать придется долго;
  • надо убедить родителей заниматься ребенком;
  • надо понять, каковы механизмы дислексии у этого ребенка;
  • с какого уровня сложности начать работу с ребенком;
  • надо подобрать дидактический материал для работы.

Здесь в первую очередь представлены профессиональные компоненты и рациональные моменты, которые важно учесть в процессе коррекции. Это является для логопеда главным, когда он планирует свою работу на каждый отрезок времени.

Взгляд родителя

У родителей возникают следующие вопросы:

  • почему это случилось со мной?
  • как выжить в школе, как повысить успеваемость?
  • как уговорить учителя с понимание отнестись к трудностям ребенка?
  • каковы перспективы поступления в институт?
  • каковы перспективы овладения профессией?
  • как заставить ребенка читать больше?
  • поможет ли логопед?

С этими сложностями, словно верблюд со своим горбом, родители приходят к логопеду. Однако тот, занятый профессиональными вопросами, не всегда замечает их. А во многих этих вопросах нужны помощь, подсказки и даже сочувствие со стороны логопеда. Самостоятельно родителям трудно разобраться в этом узле проблем.

Взгляд ребенка

Дети могут чрезвычайно болезненно отнестись ко всей ситуации:

  • как меня все достали!!!
  • опять идти в эту проклятую школу!
  • только бы сегодня не спросили на уроке…
  • как я устал, а еще надо уроки делать…
  • почему у меня все так плохо?!

Часто дислексики не могут понять, почему другим детям учеба дается легко, а ему – с трудом. В этой ситуации дети по-хорошему нуждаются в психотерапии. К сожалению, в нашей стране данная практика еще не сложилась.

Типология отношения (нозогнозии) родителей к проблеме ребенка (и семьи в целом)

Данная типология адресована логопедам. Родители по-разному воспринимают ситуацию, а значит он, как специалист, должен уметь маневрировать и построить свою линию поведения с учетом всех особенностей их поведения.

Выделяют три вида отношений:

  1. Гипернозогнозия – чрезмерно тревожное, болезненное переживание трудностей ребенка и перспектив («Что делать?», «Как быть?!», «Как выйти из положения?»). Находясь в панике, родитель не в состоянии как следует заниматься ребенком. Именно поэтому логопед должен обратить внимание на это.
  2. Гипонозогнозия – беззаботное, легковесное отношение к проблемам ребенка, надежда на счастливый случай («А ничего страшного!», «Я как-то проучился, и он тоже проучится!», «Само устаканится»). При таком отношении он остается наедине со своими проблемами и логопеду приходится предпринимать некоторые действия, чтобы повысить вовлеченность родителей в коррекцию.
  3. Нормонозогнозия – деловое, взвешенное отношение к проблеме, включающее озабоченность, психологическую поддержку и здоровый оптимизм. Родители способны спланировать и выполнить все то, в чем ребенок нуждается.
Взаимодействие логопеда с семьей

Направления взаимодействия логопеда с семьей

Многое касательно взаимоотношений логопеда и родителей уже описано в мировой практике, так как в других странах данными вопросами стали интересоваться на несколько десятков лет раньше. Любой интересующийся логопед может познакомиться с этим опытом. Однако стоит учитывать, что большая часть учебной литературы написана на английском языке и пока еще не переведена на русский. Есть разработанные методики, рекомендации и приемы выстраивания партнерских отношений. К ним относятся:

  1. Совместное обсуждение результатов диагностики речевого развития: слабые и сильные возможности ребенка.
  2. Разговор о перспективах развития (ближайшие и отдаленные). В процессе коррекционной работы и ребенку, и родителям важно знать, что их усилия оправданы и приводят к каким-то результатам.
  3. Потребности ребенка в помощи родителей и логопеда, и ожидаемый эффект совместной работы (или ее отсутствия). В процессе коррекционной работы крайне важно озвучивать вклад и ребенка, и родителя в достигнутый результат. Это поддерживает оптимизм, ведь работа с дислексией – это длительная работа. Если какие-то звуки удается поставить за несколько месяцев, то исправление дислексии занимает несколько лет.
  4. Потребности родителей в советах и поддержке логопеда. Логопед должен сохранить настрой и уверенность в успехе, потому что он намного больше знает о перспективах и возможностях. Невозможно точно спрогнозировать, какой результат даст коррекция. Однако при слаженной работе логопеда с родителями можно достигнуть значительных улучшений. Каких именно улучшений – зависит от многих обстоятельств.
  5. Совместный план коррекционно-развивающей работы (с ближайшими и отдаленными рубежными результатами). Он должен быть обязательно, чтобы родители чувствовали себя полноправными участниками процесса и у них сформировалось чувство перспективы.
  6. Этапные мониторинговые обсуждения.

Методология налаживания отношений – очень важная часть работы логопеда.

Неспециализированные формы помощи ребенку в семье

Формы помощи, не требующие специальной квалификации, но значительно облегчающие жизнь ребенку:

  1. Психологическая поддержка. Важно выражать понимание и сочувствие ребенку, чтобы он понимал, что дислексия – это не его вина, а беда. Когда он чувствует психологическую поддержку, то у него «вырастают крылья» и он обретает веру в себя. Это самое простое, что может сделать родитель для своего ребенка, однако именно это получается труднее всего.
  2. Психологическое принятие. Необходимо дать понять ребенку, что главное – не то, какие оценки он получит в школе, а сам он, такой близкий и родной человек для родителей. В этом случае он значительно легче перенесет все неприятности, связанные со школой. Ребенок счастлив, а значит и работа с логопедом для него не будет в тягость.
  3. Снижение общей нагрузки чтения текстов. Необходимо читать ребенку вслух, чтобы не допустить переутомления. Принуждение к чтению вызывает обратный эффект, и ребенок начинает отчаиваться и злиться на себя.
  4. Разрешать чтение «про себя».
  5. Чтение вслух – диалог с ребенком, помощь в смысловом анализе текста.
  6. Работать над расширением словаря (в тех текстах, которые приходится читать). Расширение словарного запаса в значительной мере зависит от культурного уровня семьи – как много родители разговаривают с ребенком и разъясняют ему значение слов. При чем разговаривать надо о том, о чем ребенку будет понятно и интересно. Родители должны уметь заинтересовывать ребенка и тогда это станет средством для его развития.
  7. Переписка с ребенка с помощью компьютера и смартфонов – повышение практической мотивации усвоения чтения. Интернет прочно вошел в плоть и кровь детей и их интересов, поэтому вполне логично использовать смартфоны и ПК в обучении чтению и письму (например, переписка с ребенком).

Особый статус чтения, как социально высоко значимого навыка

Статус чтения в системе общественных ценностей занимает особое место. К сожалению, в современное время ввиду изобилия фильмов, комиксов и различных видео, чтение не пользуется популярностью даже среди благополучных детей.

Работа с текстом формирует в мозгу определенные функциональные системы и учит думать. Никакие другие средства не могут это заменить. Разговоры и устные тексты помогают развитию, но в этом случае задействованы другие части мозга. Культура XXI века неразрывно связана с письменностью. Человек, который не умеет работать с текстом, не социализирован: не успешен в повседневной жизни, обществе и культуре.

Именно поэтому так важно развивать культуру чтения в семье. Родители должны своим примером показывать, как интересно, важно и полезно читать, а также обсуждать прочитанное. Когда ребенок увидит, какое удовольствие может принести чтение, он начнет относится к книге как к чему-то ценному и будет прилагать усилия, чтобы справиться с трудностями.

Чтение неоценимо по ряду причин:

  • чтение представляет собой произвольную целенаправленную деятельность (ЦД);
  • у чтения есть мотив и цель;
  • ценностный статус чтения в микросоциуме ребенка непосредственно влияет на его активность в освоении чтения;
  • в школьном образовании чтение – это первичный, базовый навык: «Сначала учимся читать, потом читаем, чтобы учиться».

Обучение – это целенаправленный процесс. Главная задача – освоить навык учиться, а не просто получать оценки в школе. Дети, которые мало читают, ограничиваются лишь информационными текстами и энциклопедиями. Сильный личностный рост дает художественная литература. Невозможно гармонично и полноценно развиваться, не приобщившись к мировой литературе.

Личностный рост ребенка

Трудности в организации взаимодействия семьи и логопеда

В данных взаимоотношениях порой возникают трудности. На это имеется ряд причин:

  • авторитарный стиль взаимодействия логопеда с родителями, что вызывает отчуждение с их стороны;
  • пассивность родителей, иждивенческий настрой (логопед не может помочь в полной мере, если родители не воспринимают проблему ребенка всерьез);
  • не оправдавшиеся ожидания родителей;
  • недостаточный профессионализм логопеда;
  • несовпадение приоритетов у родителей и логопеда относительно результатов коррекции.

Приемы, используемые в совместной работе логопеда и родителей

Логопед должен всячески вовлекать родителей в коррекционную работу и делать их компетентными участниками. Сформировать партнерские отношения можно несколькими способами:

  1. Присутствие родителя на занятии логопеда. Это можно назвать ломкой традиций. Обычно родители остаются за дверью кабинета логопеда, где он наедине занимается с ребенком. Между тем, наблюдая за занятиями, родитель узнает, как правильно делать домашние задания и на что делать упор при работе с ребенком, а также может проводить похожие занятия дома.
  2. Участие родителя в некоторых разделах работы логопеда. На присутствие родителей дети могут отреагировать по-разному. Все зависит от отношений между ними: некоторые начинают стесняться, а другие чувствуют себя более уверенно.
  3. Совместные с родителями и детьми деловые игры и диспуты. Логопед приглашает родителя принять участие в занятиях (например, пальчиковые игры, выполнение некоторых упражнений и т.д.).
  4. Мини-тренинги с родителями (индивидуальные или групповые). Проводятся, чтобы помочь родителям осознать всю серьезность работы.
  5. Групповые семинары с родителями. Создается микросоциум, где группа взрослых делятся своим опытом друг с другом. Таким образом, они понимают, что не одни такие и им становится легче переживать трудности. Групповой эффект оказывает мощное воздействие на формирование определенных представлений и навыков.
  6. Освоение методики «чтение-диалог». Важно не только освоить технику чтения, но и понимать прочитанное. Суть данной методики состоит в том, чтобы мама или папа читали фрагменты текста, а потом обсуждали их вместе с ребенком. Важно читать вместе как в дошкольном, так и школьном возрасте. Это укрепляет взаимоотношения и помогает ребенку учиться работать с текстом. В «чтение-диалог» можно включать других членов семьи и тогда это превращается в полилог. Групповое обсуждение прочитанного вовлекает ребенка и вызывает еще большую заинтересованность в чтении.
  7. Групповое чтение в семье. Если взрослые читают, то дети тоже начнут читать в силу естественной склонности к подражанию. Это невольно повышает мотивацию и интерес к чтению даже у детей-дислексиков.
Как помочь ребенку при дислексии

Дистанционная помощь и ее психологическая специфика

Дистанционное обучение – еще одна форма работы дома для детей, страдающих дислексией. Помощь родителей в этом случае тоже необходима. Специфика дистанционного обучения состоит в следующем:

  1. Отсутствие живой коммуникации специалиста с ребенком и ее организующего и мотивирующего влияния на него. Когда рядом нет педагога, ребенок несколько теряется и оказывается один на один с материалом. По данной причине родители должны быть вовлечены в процесс обучения.
  2. Высокая степень самостоятельности и необходимость самоорганизации. Организация, мотивация и поддержка имеют большое значение. Пандемия показала, что детям трудно справляться самостоятельно с дистанционными уроками, и они нуждаются в помощи мамы и папы. В процессе живого общения ребенок словно вовлекается в то поле, которое исходит от учителя/родителя, и это невольно организует его и обучение идет значительно легче.
  3. Необходимость длительной работы на базе платформы SLOGY для достижения автоматизации новых навыков чтения. На это, как минимум, нужно 2-3 года.
  4. Поддержание у ребенка мотива достижения. Он должен чувствовать, что делает что-то важное и одобряемое со стороны родителей. Необходимо поддерживать и хвалить ребенка.
Что такое программно-аппаратный комплекс SLOGY?

SLOGY – это онлайн-платформа, разработанная на основе полуглобального метода обучения чтению. Она создавалась на протяжении 30 лет и апробировалась на группах детей с разными формами отклонений в развитии: дислексия, дети с задержкой психического развития, дети с недоразвитием речи.

Идеальный вариант – комбинирование занятий у логопеда и занятий на платформе SLOGY. Зарегистрироваться на сайте и воспользоваться 30-дневным пробным периодом можно тут: https://slogy.ru/register.

Платформа имеет различные уровни сложности в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка и позволяет ежедневно тренировать все когнитивные навыки, необходимые для освоения и закрепления навыка чтения. Занятия проходят в игровой форме, что поддерживает интерес и мотивацию ребенка.

Александр Николаевич Корнев

Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой логопатологии Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter

Читайте также

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта.

Продолжая пользование данным сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.