Помощь детям при дислексии: логопед и родители как партнеры

  • 724

Время прочтения 25 мин

Выстраивание взаимоотношений между логопедом и родителями в процессе оказания помощи ребенку – тема острая и злободневная. Данная проблема волнует специалистов всего мира, однако озвучивается крайне редко. Логопед, с которым ребенок регулярно занимается, становится для него значимым лицом наравне с родителями. И от того, как сложатся отношения между этими тремя сторонами, зависит результат работы логопеда и как следствие – прогресс ребенка.

Исторические корни проблемы взаимоотношений «Родители-Школа»

Первичные педагоги для детей – это их родители. Если обратиться к истории, педагогика, как профессия, появилась еще во времена Древней Греции, когда богатые слои населения приглашали домашних учителей для обучения своих детей.

Готовить учителей в качестве профессионалов в большинстве стран начали в ХIХ веке, когда возник институт школы. Именно в этот период начали складываться традиционные отношения между родителями и педагогами, которые можно назвать несимметричными.

Учителя полагали, что знают особенности ребенка и особенности протекания самого процесса обучения. Из-за этого они ставили себя в более высокое положение, так как определяли метод и содержание обучения, а также всего, что происходило в школе. Разумеется, отношение учителя к родителю было, как человека просвещенного и знающего, как учить, к человеку непросвещенному.

Родители были исполнителями воли учителя и от них ожидалось исключительно уважение (в частной системе отношений – плата). То есть фигурой №1 по значимости становился учитель, а родитель перемещался на второе место. В общество такое положение дел считалось нормальным в течение долгого времени.

Педагоги рассматривали родителей в качестве объекта руководства, воздействия и влияния на ребенка. Здесь прослеживается определенная логика сложившихся представлений – развитие ребенка напрямую зависит от того, насколько педагогически «грамотно» родители ведут себя в семье. Соответственно, в этом плане учитель становится своеобразным ментором по отношению к ним.

В середине XX века в США произошло осознание проблемы взаимоотношений школы и родителей. В 50-х годах в литературе начали появляться первые упоминания о том, что родитель является фигурой №1 для своего ребенка и имеет исконное право решать его судьбу, так как является для него самым близким и значимым человеком и несет за него полную ответственность. В 1975 году был принят законодательный акт P.L. 94-142 (No Child Left Behind Act), который гарантировал помощь детям с отклонениями в развитии и права их родителей. Это стало первым шагом к тому, чтобы наладить партнерские отношения между семьей и педагогами.

Роль родителей, как естественных педагогов

  • С рождения. Родители являются для ребенка естественными педагогами. Помогают ему научиться всему, что необходимо в жизни, отвечают на любые вопросы, всегда готовы выслушать ребенка и дать совет.
  • ДОУ. Для ребенка-дошкольника родители становятся учителями и экспертами, частично разделяя эту роль с воспитателями детского сада.
  • Школа. Как только ребенок отправляется в школу, данную функцию родители возлагают на школьного учителя. Школа предполагает у ребенка значительно большую степень самостоятельности.
  • Логопед. Если родители не справляются с этой ролью, то они идут к логопеду. Это меняет их представление о своей роли и ее весе в помощи ребенку, смещая ее в сторону специалиста.

У родителей есть право решать, согласны они с тем, что происходит в системе школьного и дошкольного образования или нет. В последнем случае они могут организовать обучение на дому и данное решение с точки зрения закона будет правомерным.

У части детей в силу различных обстоятельств происходит не всегда гармоничное развитие в системе образования. У некоторых проблемы речевой сферы (освоение звукопроизношения, развитие связной речи, грамматически правильное построение речи) проявляются рано, и родители замечают, что их ребенок отличается от большинства. Тогда они обращаются за помощью к логопеду и в этот момент начинают выстраиваться отношения между логопедом и родителями, а также логопедом и ребенком. Главная задача данных отношений – помочь ребенку освоить нормативную речь.

Работа логопеда с родителями

Виды подходов в работе логопеда с родителями

Налаживание партнерских и симметричных отношений между родителями и педагогами имеет важное значение. Выделяют три вида данных взаимоотношений:

  • Бихевиористский (поведенческий) подход.
  • Когнитивистский (рациональный) подход.
  • Конструктивистский (нарративный) подход.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Бихевиористский подход

Бихевиористский (поведенческий) подход — это следование теории оперантного научения Б.Ф. Скиннера: за позитивное поведение - награда («пряник»), за уклонение - наказание («кнут»). Важно не путать бихевиористский подход с бихевиоральным, у которого акцент внимания на поведении.

Поведенческая терапия, как и наука бихевиоризм, возникла исторически раньше. Сторонники бихевиоризма полагают, что развитие ребенка, просоциальное поведение, освоение им законов морали и нравственности, формируются исключительно от того, за что его наказывают и хвалят. Между этими двумя влияниями человек формируется как личность, изощренно маневрируя, чтобы избегать наказаний и получить как можно больше поощрений.

Педагог в интересах ребенка тоже влияет на поведение родителей. За выполнение определенных рекомендаций он показывает комплаентное, уважительное отношение к родителям, а за невыполнение – осуждает и ругает. То есть в этом случае родители занимают детскую позицию, а педагог – родительскую. Подобная система отношений, которая унизительна для родителей, доминировала в СССР в течение 70 лет. Из-за большого уважения к учителям многие не замечали этой несимметричности.

Когнитивистский подход

Когнитивистский (рациональный) подход – изучение внутренних механизмов внешних факторов, влияющих на развитие речи, и выстраивание новой эффективной системы речевых навыков. Это более разумный способ воздействия, когда логопед объясняет родителям, по какой коррекционной схеме он будет работать с ребенком, а по какой нет.

Педагог делает их своими сторонниками, тактично объясняя, какую работу они обязаны выполнять (например, делать домашние задания). Если мать и отец будут следовать рекомендациям логопеда, то в большинстве случаев наступает нужный результат.

Конструктивистский подход

Конструктивистский (нарративный) подход – формирование коммуникативно-речевых навыков у ребенка в диалоге с родителями с учетом их реальной социальной и коммуникативной ситуации и жизненной истории. Данный подход сформировался сравнительно недавно.

Конструктивистский подход подразумевает, что при выполнении своих обязанностей логопед словно становится еще одним членом семьи, участником ее истории. Он выясняет у родителей историю физического развития (как родился, чем болел) и собирает психологический анамнез, чтобы выяснить, как проходит жизнь ребенка, какие события в нем происходили и какие у него складываются отношения с родителями. Все это оказывает прямое влияние не только на его личность и отношение к миру, но и на коммуникативные навыки. Логопед формирует речь по той причине, что это практически единственный способ общения с людьми и приобретения знаний. Когда ребенок идет в школу, прибавляется еще один вид коммуникации – чтение, т.е. работа с текстами и приобретение знаний, которые в них заложены.

Нарративный подход предполагает вовлеченность логопеда не только в коррекционную работу, но и в определенной степени – в жизнь семьи со всеми ее радостями и бедами. В конечном итоге такое сотрудничество оказывается более эффективным.

Социально-психологические модели работы логопеда

С социально-психологической точки зрения вышеперечисленные подходы подразделяются на 2 категории:

  • Медицинская модель: родители являются клиентами, которым оказывается услуга – исправление недостатков речи, письма и чтения у ребенка. Логопед предписывает определенные рекомендации, а родители должны выполнять их. Чем лучше они выполнят, тем лучше будет для ребенка.
  • Партнерская модель: логопед и родители помогают ребенку освоить полноценные навыки письма и чтения.

Переход с медицинской модели отношений на партнерскую начался в перестроечные годы. Данный процесс в нашей стране происходит по сей день и еще далек от завершения. В ряде развитых стран Европы (например, в Великобритании) аналогичный процесс начался раньше и сейчас находится на более продвинутой стадии.

Социальная рокировка

Процесс перехода на партнерскую модель отношений характеризуется изменениями, которые оформляются и на законодательном уровне. В частности, происходит некоторая трансформация системы взаимоотношений  педагогов и родителей, меняется система помощи детям и развиваются инклюзивные формы обучения – ребенка с проблемами речи отправляют не в специальную школу, а оказывают помощь в обычной общеобразовательной школе.

После завершения диагностики, когда устанавливают, как именно будет проходить коррекция, между школой и родителями в обязательном порядке заключается договор. Там прописывают вид, содержание и срок коррекции. Это дает родителям больше возможностей влиять на процесс обучения ребенка.

Нередко, в случае возникновения каких-либо проблем с успеваемостью, учитель предъявляет претензии родителям, а те, в свою очередь, - детям. Ребенок оказывается крайним, что сгущает атмосферу вокруг него и усугубляет его положение.

Когда начали переходить к другой модели отношений, то они иногда приобретали другую крайность. В перестройку для учителей произошел довольно болезненный процесс. Степень уважительного отношения общества к педагогам несколько снизилась и все претензии теперь предъявляются уже к ним. Учителям бывает нелегко защититься от «наездов» со стороны родителей. Чтобы не бросаться из одной в крайности в другую, партнерские отношения имеют очень важное значение и выгодны для обеих сторон.

Отношение родителей и педагога

Философия отношений логопеда и семьи

В данных отношениях имеет значение не только юридическая сторона вопроса (кто какие права имеет и какие обязанности несет), но и взаимопонимание. В одном советском фильме было сказано: «Счастье – это когда тебя понимают». К сожалению, люди не всегда понимают друг друга и это становится источником многих проблем. Если говорить об учителе и родителях, нередко возникает противостояние. Такая проблема характерна не только для России, но и многих других стран.

Пока дети маленькие, все выглядит сравнительно безоблачно. Главными учителями для него являются мама и папа, свои первые знания о мире он получает именно от них. Отправляясь учиться в детский сад и школу, у части детей могут возникнуть проблемы с обучением. Данные проблемы затрагивают не только ребенка, но и в целом всю семью.

Далее речь пойдет преимущественно о проблемах школьников, у которых имеются трудности с чтением и письмом – как это отражается на семье и на взаимоотношениях родителей с логопедом в процессе коррекционной работы.

Социальная ситуация семьи с ребенком с дислексией

Если ребенок не смог научиться читать в должные сроки и с должным качеством (дислексия), он сталкивается с рядом проблем:

  1. хроническая неуспеваемость по чтению и письму, а также по многим другим предметам;
  2. болезненные переживания при чтении вслух при одноклассниках (фобия чтения);
  3. невозможность пользоваться текстами в учебниках;
  4. плохое понимание условий задач в задачниках по математике;
  5. крайне низкая продуктивность при чтении материала учебников дома.

Это только краткий список тех трудностей, с которым может сталкиваться ребенок. Чем старше становится ребенок, тем больший объем текстов ему приходится прорабатывать, работая с учебниками. Сложности, с которым сталкивается дислексик, лишь продолжают расти как снежный ком. По сравнению с благополучным ребенком, дислексик тратит в 3-4 раза больше сил и энергии на чтение одного и того же текста, соответственно, он больше утомляется.

Долгое время полагали, что дети с проблемами в речевом развитии не должны испытывать трудности в математике. Однако это не так. Та же формулировка задач представляет собой текст, который зачастую сложный по грамматической конструкции и вызывает трудности даже у взрослых. Учеба для детей-дислексиков – чрезвычайно трудоемкая и тяжкая задача.

На рисунке ниже обозначено, как ребенок попадает в своеобразный бермудский треугольник: он плох и для учителя, и для родителей. Каждый из них пытается повлиять на него, заставляя двигаться вперед. Между тем, у дислексика есть нарушения, имеющие нейробиологическую основу, и только одни понукания могут усугубить ситуацию и ухудшить качество жизни ребенка. Он чувствует за собой вину и не может найти выход из сложившегося положения. Это действительно сложная ситуация для ребенка.

Бермудский треугольник логопеда, родителей и ребенка

Родители тоже болезненно воспринимают это, переживая за своего ребенка. На этом фоне возникают следующие проблемы семьи (чаще – матери):

  • Большой объем помощи ребенку. Подготовка домашних заданий растягивается на часы и отнимает кучу сил. Терпение истощается и прорывается в раздражение и злость. Все эти негативные эмоции часто выплескиваются на ребенка. С одной стороны, это беда, ведь негативные эмоции возникают у родителей вследствие усталости и чувства безнадежности. С другой стороны, это вина: ребенок не виноват, когда родители выплескивает свое недовольство на него. С этим сталкиваются порядка 80% родителей.
  • Напряженные отношения с ребенком. Трудности в обучении и хроническое недовольство родителей вызывают со стороны ребенка защитно-агрессивное поведение или же чувство бессилия (состояние выученной беспомощности).
  • Внутрисемейный баланс отношений между родителями. Все вышеназванное закономерно сказывается на внутрисемейных взаимоотношениях. Часто идет недопонимание со стороны отцов, которые не могут или не хотят вникать в тонкости работы с ребенком и не всегда понимают переживания жены, которая обременена этим. Необходимо принимать ребенка таким, какой он есть. Когда речь идет о трудностях, которые объективно обусловлены особенностями развития и формирования мозга, ни у кого нет морального права в чем-либо обвинять ребенка. Самое главное – демонстрировать сочувствие и поддержку. К сожалению, такое происходит не во всех семьях. Часто ребенок растет в атмосфере хронического раздражения, что только усиливает его чувство вины. А хронически виноватый человек не может быть счастливым.
  • Переговорный процесс с учителем. Школьная неуспеваемость вызывает недовольство со стороны учителя. Переговоры с ним производят на родителей тягостное впечатление и ставят их в сложное положение. С одной стороны, они должны вставать на сторону педагога и призывать ребенка к учебе, а с другой – становится жалко своего ребенка и хочется защитить его. В такой ситуации родителям рекомендуется все же поддержать свое чадо, так как они являются для него единственной защитой и опорой.

Если ребенка будут ругать и школа, и родители, то это вгонит его в сильное напряжение и губительно скажется на формировании личности. Снижается самооценка, учеба ухудшается еще сильнее и таким образом усугубляется положение всех трех сторон.

Методология взаимодействия логопеда с семьей

Если говорить о работе с логопедом, то данные отношения не так накалены, так как специалиста можно поменять в любой момент. Тем не менее, родители ожидают каких-то результатов от занятий, порой оправданных и чрезмерных. Если должного результата нет, то часто крайним оказывается ребенок.

Чтобы развязать этот гордиев узел сложности, специалист должен включить свой функционал как в терапии, так и в отношениях с семьей. Методология взаимодействия логопеда с семьей такова:

  • Главный принцип – партнерство.
  • Логопедическая работа, как терапевтический коммуникативный процесс.
  • В терапевтической коммуникации важно эмпатически понимать жизненную ситуацию собеседника.
  • Родитель-котерапевт.
  • Синхронизация видения терапевтической ситуации у всех участников.

Логопед и родители проецируют свои ожидания на ребенка. Если не удалось добиться желаемого, то необходимо скрасить ситуацию для ребенка и помочь ему не воспринимать неудачу болезненно. Как вариант, можно сымитировать успех и раздуть маленький достигнутый результат в большой, потому что это максимум, на что он был способен.

Как правило, к логопеду ходят 2 раза в неделю, занятия длятся по полчаса. Это достаточно скромный объем времени и, разумеется, нужна дополнительная помощь. Чем больше у ребенка количество часов, тем быстрее у него будет прогресс. Налаживание партнерских отношений с родителями делает их участниками коррекционной работы – котерапевтами. Чтобы это произошло, логопеду недостаточно просто давать домашние задания, он должен с сочувствием относится к трудностям родителей. Эмпатия в разы повышает уровень доверия к специалисту.

Учеба в школе – важная часть жизни ребенка. Ребенок учится, чтобы жить, а не наоборот. Однако многие взрослые думают иначе и считают, что вплоть до окончания школы ребенок должен лишь учиться. Подавляющее большинство родителей при возникновении проблем с успеваемостью начинают относится к ребенку через призму его школьных успехов, что в корне неправильно.

Чтобы значительно облегчить положение и в целом жизнь семьи, достаточно принимать ребенка таким, какой он есть. Родители должны выключить свой «счетчик», который оценивает поведение ребенка и его успехи в обучении. Данное утверждение звучит просто, но требует длительной работы. Неоценимую помощь в этом может оказать логопед.

Сферы жизни, в которых родители могут быть партнером логопеда

Самое главное в треугольнике «Ребенок-Логопед-Родитель» – достижение взаимопонимания. Между всеми участниками должна быть синхронизация видения ситуации, но проблема заключается в том, что каждый из них видит ситуацию по-своему.

В каких случаях родители могут стать партнером для логопеда:

  • Мотивирование. Книга – приоритетная ценность в жизни семьи. Ребенок должен понять, что умение читать является жизненно важным навыком и главным источником знаний, а не просто прихотью родителей и педагогов. Он может понять это, только наблюдая за своими родителями, ведь система ценностей усваивается в семье. Чем больше родители читают книги, тем больше шансов, что они «заразят» ребенка любовью к чтению.
  • Подсказка значений незнакомых слов. Данная проблема актуальна не только для дислексиков, но и большинства детей. Лексикон меняется быстро и значения многих слов дети не знают, что значительно затрудняет чтение. Родитель должен приучать ребенка задавать вопросы и объяснять значение незнакомых слов. Чем чаще это делать, тем легче ребенку понимать прочитанное. В конце концов, именно понимание прочитанного усиливает интерес.
  • Помощь в поиске связности в тексте. У детей с дислексией часто возникают трудности в обнаружении связи между разными фрагментами текста и событиями, происходящими в нем. В поиске связности может помочь родитель, который должен прочитать текст и объяснить все ребенку.
  • Помощь в раскрытии смысла текста. Во время чтения происходит построение собственного текста – понимание прочитанного. Особую трудность у детей вызывает подтекст, скрытый смысл текста.
  • Помощь в осмыслении школьного программного материала. Во всех ситуациях, где требуется работа с текстом, помощь со стороны родителя невозможно переоценить. Это может быть утомительно, но без этого не обойтись.
  • Организация и планирование умственной работы ребенка (по усвоению знаний и саморазвитию). Можно составить распорядок дня, прописать в нем все занятия, время выполнения домашних заданий и строго следовать ему.
  • Использование альтернативных средств получения знаний (аудиокниги, видеофильмы, устное изложение – пересказ и т.д.). Таким образом можно снизить нагрузку на ребенка и уменьшить количество текстов, которые ему приходится читать.

Взгляд логопеда

Если продолжить тему взаимопонимания и синхронизации видения, то ситуация представляется по-разному для всех сторон. Что представлено в видении логопеда:

  1. симптоматика – похожа на дислексию;
  2. значит, работать придется долго;
  3. надо убедить родителей заниматься ребенком;
  4. надо понять, каковы механизмы дислексии у этого ребенка;
  5. с какого уровня сложности начать работу с ребенком;
  6. надо подобрать дидактический материал для работы.

Здесь в первую очередь представлены профессиональные компоненты и рациональные моменты, которые важно учесть в процессе коррекции. Это является для логопеда главным, когда он планирует свою работу на каждый отрезок времени.

Взгляд родителя

У родителей возникают следующие вопросы:

  1. почему это случилось со мной?
  2. как выжить в школе, как повысить успеваемость?
  3. как уговорить учителя с понимание отнестись к трудностям ребенка?
  4. каковы перспективы поступления в институт?
  5. каковы перспективы овладения профессией?
  6. как заставить ребенка читать больше?
  7. поможет ли логопед?

С этими сложностями, словно верблюд со своим горбом, родители приходят к логопеду. Однако тот, занятый профессиональными вопросами, не всегда замечает их. А во многих этих вопросах нужны помощь, подсказки и даже сочувствие со стороны логопеда. Самостоятельно родителям трудно разобраться в этом узле проблем.

Взгляд ребенка

Дети могут чрезвычайно болезненно отнестись ко всей ситуации:

  1. как меня все достали!!!
  2. опять идти в эту проклятую школу!
  3. только бы сегодня не спросили на уроке…
  4. как я устал, а еще надо уроки делать…
  5. почему у меня все так плохо?!

Часто дислексики не могут понять, почему другим детям учеба дается легко, а ему – с трудом. В этой ситуации дети по-хорошему нуждаются в психотерапии. К сожалению, в нашей стране данная практика еще не сложилась.

Типология отношения (нозогнозии) родителей к проблеме ребенка (и семьи в целом)

Данная типология адресована логопедам. Родители по-разному воспринимают ситуацию, а значит он, как специалист, должен уметь маневрировать и построить свою линию поведения с учетом всех особенностей их поведения.

Выделяют три вида отношений:

  • Гипернозогнозия – чрезмерно тревожное, болезненное переживание трудностей ребенка и перспектив («Что делать?», «Как быть?!», «Как выйти из положения?»). Находясь в панике, родитель не в состоянии как следует заниматься ребенком. Именно поэтому логопед должен обратить внимание на это.
  • Гипонозогнозия – беззаботное, легковесное отношение к проблемам ребенка, надежда на счастливый случай («А ничего страшного!», «Я как-то проучился, и он тоже проучится!», «Само устаканится»). При таком отношении он остается наедине со своими проблемами и логопеду приходится предпринимать некоторые действия, чтобы повысить вовлеченность родителей в коррекцию.
  • Нормонозогнозия – деловое, взвешенное отношение к проблеме, включающее озабоченность, психологическую поддержку и здоровый оптимизм. Родители способны спланировать и выполнить все то, в чем ребенок нуждается.
Взаимодействие логопеда с семьей

Направления взаимодействия логопеда с семьей

Многое касательно взаимоотношений логопеда и родителей уже описано в мировой практике, так как в других странах данными вопросами стали интересоваться на несколько десятков лет раньше. Любой интересующийся логопед может познакомиться с этим опытом. Однако стоит учитывать, что большая часть учебной литературы написана на английском языке и пока еще не переведена на русский. Есть разработанные методики, рекомендации и приемы выстраивания партнерских отношений. К ним относятся:

  • Совместное обсуждение результатов диагностики речевого развития: слабые и сильные возможности ребенка.
  • Разговор о перспективах развития (ближайшие и отдаленные). В процессе коррекционной работы и ребенку, и родителям важно знать, что их усилия оправданы и приводят к каким-то результатам.
  • Потребности ребенка в помощи родителей и логопеда, и ожидаемый эффект совместной работы (или ее отсутствия). В процессе коррекционной работы крайне важно озвучивать вклад и ребенка, и родителя в достигнутый результат. Это поддерживает оптимизм, ведь работа с дислексией – это длительная работа. Если какие-то звуки удается поставить за несколько месяцев, то исправление дислексии занимает несколько лет.
  • Потребности родителей в советах и поддержке логопеда. Логопед должен сохранить настрой и уверенность в успехе, потому что он намного больше знает о перспективах и возможностях. Невозможно точно спрогнозировать, какой результат даст коррекция. Однако при слаженной работе логопеда с родителями можно достигнуть значительных улучшений. Каких именно улучшений – зависит от многих обстоятельств.
  • Совместный план коррекционно-развивающей работы (с ближайшими и отдаленными рубежными результатами). Он должен быть обязательно, чтобы родители чувствовали себя полноправными участниками процесса и у них сформировалось чувство перспективы.
  • Этапные мониторинговые обсуждения.

Методология налаживания отношений – очень важная часть работы логопеда.

Неспециализированные формы помощи ребенку в семье

Формы помощи, не требующие специальной квалификации, но значительно облегчающие жизнь ребенку:

  • Психологическая поддержка. Важно выражать понимание и сочувствие ребенку, чтобы он понимал, что дислексия – это не его вина, а беда. Когда он чувствует психологическую поддержку, то у него «вырастают крылья» и он обретает веру в себя. Это самое простое, что может сделать родитель для своего ребенка, однако именно это получается труднее всего.
  • Психологическое принятие. Необходимо дать понять ребенку, что главное – не то, какие оценки он получит в школе, а сам он, такой близкий и родной человек для родителей. В этом случае он значительно легче перенесет все неприятности, связанные со школой. Ребенок счастлив, а значит и работа с логопедом для него не будет в тягость.
  • Снижение общей нагрузки чтения текстов. Необходимо читать ребенку вслух, чтобы не допустить переутомления. Принуждение к чтению вызывает обратный эффект, и ребенок начинает отчаиваться и злиться на себя.
  • Разрешать чтение «про себя».
  • Чтение вслух – диалог с ребенком, помощь в смысловом анализе текста.
  • Работать над расширением словаря (в тех текстах, которые приходится читать). Расширение словарного запаса в значительной мере зависит от культурного уровня семьи – как много родители разговаривают с ребенком и разъясняют ему значение слов. При чем разговаривать надо о том, о чем ребенку будет понятно и интересно. Родители должны уметь заинтересовывать ребенка и тогда это станет средством для его развития.
  • Переписка с ребенка с помощью компьютера и смартфонов – повышение практической мотивации усвоения чтения. Интернет прочно вошел в плоть и кровь детей и их интересов, поэтому вполне логично использовать смартфоны и ПК в обучении чтению и письму (например, переписка с ребенком).

Особый статус чтения, как социально высоко значимого навыка

Статус чтения в системе общественных ценностей занимает особое место. К сожалению, в современное время ввиду изобилия фильмов, комиксов и различных видео, чтение не пользуется популярностью даже среди благополучных детей.

Работа с текстом формирует в мозгу определенные функциональные системы и учит думать. Никакие другие средства не могут это заменить. Разговоры и устные тексты помогают развитию, но в этом случае задействованы другие части мозга. Культура XXI века неразрывно связана с письменностью. Человек, который не умеет работать с текстом, не социализирован: не успешен в повседневной жизни, обществе и культуре.

Именно поэтому так важно развивать культуру чтения в семье. Родители должны своим примером показывать, как интересно, важно и полезно читать, а также обсуждать прочитанное. Когда ребенок увидит, какое удовольствие может принести чтение, он начнет относится к книге как к чему-то ценному и будет прилагать усилия, чтобы справиться с трудностями.

Чтение неоценимо по ряду причин:

  1. чтение представляет собой произвольную целенаправленную деятельность (ЦД);
  2. у чтения есть мотив и цель;
  3. ценностный статус чтения в микросоциуме ребенка непосредственно влияет на его активность в освоении чтения;
  4. в школьном образовании чтение – это первичный, базовый навык: «Сначала учимся читать, потом читаем, чтобы учиться».

Обучение – это целенаправленный процесс. Главная задача – освоить навык учиться, а не просто получать оценки в школе. Дети, которые мало читают, ограничиваются лишь информационными текстами и энциклопедиями. Сильный личностный рост дает художественная литература. Невозможно гармонично и полноценно развиваться, не приобщившись к мировой литературе.

Личностный рост ребенка

Трудности в организации взаимодействия семьи и логопеда

В данных взаимоотношениях порой возникают трудности. На это имеется ряд причин:

  1. авторитарный стиль взаимодействия логопеда с родителями, что вызывает отчуждение с их стороны;
  2. пассивность родителей, иждивенческий настрой (логопед не может помочь в полной мере, если родители не воспринимают проблему ребенка всерьез);
  3. не оправдавшиеся ожидания родителей;
  4. недостаточный профессионализм логопеда;
  5. несовпадение приоритетов у родителей и логопеда относительно результатов коррекции.

Приемы, используемые в совместной работе логопеда и родителей

Логопед должен всячески вовлекать родителей в коррекционную работу и делать их компетентными участниками. Сформировать партнерские отношения можно несколькими способами:

  • Присутствие родителя на занятии логопеда. Это можно назвать ломкой традиций. Обычно родители остаются за дверью кабинета логопеда, где он наедине занимается с ребенком. Между тем, наблюдая за занятиями, родитель узнает, как правильно делать домашние задания и на что делать упор при работе с ребенком, а также может проводить похожие занятия дома.
  • Участие родителя в некоторых разделах работы логопеда. На присутствие родителей дети могут отреагировать по-разному. Все зависит от отношений между ними: некоторые начинают стесняться, а другие чувствуют себя более уверенно.
  • Совместные с родителями и детьми деловые игры и диспуты. Логопед приглашает родителя принять участие в занятиях (например, пальчиковые игры, выполнение некоторых упражнений и т.д.).
  • Мини-тренинги с родителями (индивидуальные или групповые). Проводятся, чтобы помочь родителям осознать всю серьезность работы.
  • Групповые семинары с родителями. Создается микросоциум, где группа взрослых делятся своим опытом друг с другом. Таким образом, они понимают, что не одни такие и им становится легче переживать трудности. Групповой эффект оказывает мощное воздействие на формирование определенных представлений и навыков.
  • Освоение методики «чтение-диалог». Важно не только освоить технику чтения, но и понимать прочитанное. Суть данной методики состоит в том, чтобы мама или папа читали фрагменты текста, а потом обсуждали их вместе с ребенком. Важно читать вместе как в дошкольном, так и школьном возрасте. Это укрепляет взаимоотношения и помогает ребенку учиться работать с текстом. В «чтение-диалог» можно включать других членов семьи и тогда это превращается в полилог. Групповое обсуждение прочитанного вовлекает ребенка и вызывает еще большую заинтересованность в чтении.
  • Групповое чтение в семье. Если взрослые читают, то дети тоже начнут читать в силу естественной склонности к подражанию. Это невольно повышает мотивацию и интерес к чтению даже у детей-дислексиков.

Дистанционная помощь и ее психологическая специфика

Дистанционное обучение – еще одна форма работы дома для детей, страдающих дислексией. Помощь родителей в этом случае тоже необходима. Специфика дистанционного обучения состоит в следующем:

  • Отсутствие живой коммуникации специалиста с ребенком и ее организующего и мотивирующего влияния на него. Когда рядом нет педагога, ребенок несколько теряется и оказывается один на один с материалом. По данной причине родители должны быть вовлечены в процесс обучения.
  • Высокая степень самостоятельности и необходимость самоорганизации. Организация, мотивация и поддержка имеют большое значение. Пандемия показала, что детям трудно справляться самостоятельно с дистанционными уроками, и они нуждаются в помощи мамы и папы. В процессе живого общения ребенок словно вовлекается в то поле, которое исходит от учителя/родителя, и это невольно организует его и обучение идет значительно легче.
  • Необходимость длительной работы на базе платформы SLOGY для достижения автоматизации новых навыков чтения. На это, как минимум, нужно 2-3 года.
  • Поддержание у ребенка мотива достижения. Он должен чувствовать, что делает что-то важное и одобряемое со стороны родителей. Необходимо поддерживать и хвалить ребенка.
Что такое программно-аппаратный комплекс SLOGY?

SLOGY – это онлайн-платформа, разработанная на основе полуглобального метода обучения чтению. Она создавалась на протяжении 30 лет и апробировалась на группах детей с разными формами отклонений в развитии: дислексия, дети с задержкой психического развития, дети с недоразвитием речи.

Идеальный вариант – комбинирование занятий у логопеда и занятий на платформе SLOGY. Зарегистрироваться на сайте и воспользоваться 30-дневным пробным периодом можно тут: https://slogy.ru/register.

Платформа имеет различные уровни сложности в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка и позволяет ежедневно тренировать все когнитивные навыки, необходимые для освоения и закрепления навыка чтения. Занятия проходят в игровой форме, что поддерживает интерес и мотивацию ребенка.

Александр Николаевич Корнев

Александр Николаевич Корнев

Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой логопатологии Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета

Читайте также

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта.

Продолжая пользование данным сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.