Предикция дислексии

  • 1414

Время прочтения 7 мин

Аудиолекция

Первая из пяти частей лекции «Методы раннего выявления предрасположенности к дислексии», которая состоялась в Эрмитаже на «Международной неделе осведомленности о дислексии».

Далее представлена текстовая версия первой части лекции.

Общая характеристика ребенка с дислексией

Наибольшее беспокойство у детей с затруднениями чтения вызывает неуспеваемость и снижение социальной успешности. Причиной негативных социальных последствий является низкая осведомленность о проявлениях дислексии среди педагогов и родителей. Упускается время, необходимое на оказание ранней профилактической помощи и реабилитации.    

Дислексия – это стойкое избирательное расстройство ментальной деятельности, в частности, способности к чтению, имеющее определенную биологическую основу, то есть структурные недостатки развития зон коры головного мозга, имеющих отношение к письму и чтению. Терминологическая путаница приводит в различным трактовкам понятия дислексии, вплоть до ошибочного включения в него любых трудностей в чтении, что неверно.
А.Н. Корнев

Для детей с дислексией характерна картина неравномерного развития интеллектуальных способностей . В остальном они успешны и благополучны, их развитие соответствует возрастной норме, и лишь функции, связанные с восприятием письменного текста (чтение) серьезно нарушены. Именно этот феномен лежит в основе избирательности имеющихся у ребенка расстройств.

Дислексия может быть диагностирована в случае безуспешного применения достаточных педагогических усилий для формирования навыка чтения. Средовые условия при этом вполне достаточны для того, чтобы научиться читать. Нерегулярные занятия, неопытный педагог, ошибочный выбор или реализация педагогических приемов обучения чтению также могут привести к тому, что ребенок, не имеющий дислексии, не научится читать.

Важнейшим диагностическим критерием является соотношение интеллектуального и общеречевого развития ребенка. При дислексии выявляется диссоциация между уровнем развития интеллекта (обычно нормальным) и развитием навыка чтения (значительно сниженным). Отмечается отставание в развитии вербально-логических форм мышления, снижение так называемого «вербального интеллекта», связанного с развитием речи. При этом невербальный интеллект ребенка соответствует возрастной норме, а некоторые способности развиты лучше, чем у большинства ровесников. Этот феномен называется неравномерностью интеллектуального развития, характерной для дислексии.

Говоря о дислексии, в специальной литературе подразумевают трудность овладения полноценной техникой чтения. Понимание текста также может быть нарушено, однако первичным является грубый дефект техники чтения. По имеющимся данным, 10% детей имеют нарушения чтения, и лишь половина из них страдают именно дислексией.

Состояния избирательных трудностей понимания письменных текстов

История изучения нарушений чтения насчитывает немногим более века. В конце ХХ века впервые были обнаружены особые нарушения чтения, названные «специфические нарушения понимания». Техника чтения при этом удовлетворительна, а неблагополучие связывают с пониманием прочитанного текста.

Такие люди могут читать достаточно бегло и быстро, но не могут полноценно обрабатывать текст и извлекать необходимую информацию, воспринимать подтекст, метафоры, полутона. Специфические нарушения понимания встречаются как у детей, так и у взрослых, при этом техника чтения может быть как нормальной, так и нарушенной. Отмечается изолированный дефицит понимания прочитанного текста или в сочетании с неполноценной техникой чтения. Таких людей (детей или взрослых) по данным англоязычных ученых около 10%.

Практическое значение дифференциальной диагностики нарушений чтения

Важно различать разные формы нарушений чтения. Они имеют разный прогноз. Нарушения чтения недислексического типа поддаются воздействию в течение одного-двух лет коррекционной работы, тогда как дислексия имеет менее благоприятный прогноз. Успешным результатом реабилитации считается достижение такого уровня чтения, позволяющий извлекать смысл из текстов, то есть практически пользоваться текстами, независимо от темпов чтения. Целью коррекционной работы является улучшение социальной адаптации ребенка, обеспечение ему возможности использовать письменную речь для самообразования, работы, бытовой жизни, способности понимать печатные тексты. Эта способность реализуется как в быту, в профессиональной деятельности, так и при чтении художественной литературы. Полноценное взросление социализация, личностный рост невозможны без всей той суммы знаний о человеке, которые накоплены культурой. Ребенку необходимо художественное чтение для личностного роста, морального развития, так как читающий получает из художественной литературы тот опыт, которого у него нет в личной жизни. Соответственно, отказ от чтения затрудняет своевременное взросление и формирование зрелой личности.

Важнейшей задачей, стоящей перед системой оказания помощи детям, является ранняя диагностика дислексии. Риск формирования этого нарушения необходимо выявлять еще в дошкольном возрасте, и мировой опыт показывает эффективность такого подхода. Еще до начала обучения можно предсказать с высокой вероятностью, что, начав обучаться в школе такой ребенок будет испытывать серьезные трудности. Раннее начало коррекционной работы в целом повышает эффективность вмешательств. Для изучения механизмов дислексии применяются методы нейровизуализации, позволяющие оценить развитие и функциональную полноценность определенных отделов мозга: функциональное МРТ, магнитная энцефалография, ЭЭГ. Наследственную предрасположенность к дислексии можно диагностировать на раннем этапе развития. Проводимые молекулярно-генетические исследования позволяют выявлять отдельные локусы генов, которые влияют на ожидаемую успешность в чтении. На формирование способности к чтению влияют генетические факторы, регулирующие эмбриогенез и, в частности, определяют интеллектуальные возможности ребенка.

Генетический скрининг дислексии

Генетический скрининг позволяет до начала обучения выявить предрасположенность к дислексии, своевременно начать профилактические и реабилитационные вмешательства, предупредить развитие дислексии или ослабить ее проявления. Применяется генетический анализ генеалогического дерева, сравниваются пары однояйцевых и разнояйцевых близнецов, в которых один из сибсов страдает дислексией (индекс наследуемости), наконец, выявляются специфические локусы генов, определяющие способность овладеть навыком чтения.

Факторы риска развития дислексии

Под риском развития дислексии подразумевается психобиологическая характеристика ребенка, у которого с большей вероятностью может развиться дислексия. В рамках одной и той же языковой культуры и письменности, при использовании одних и тех же дидактических методов функциональные возможности одних детей позволяют овладевать навыком чтения, а для других обучение чтению является весьма сложной задачей. Накопление сведений о возможных рисках повышает возможности семьи и общества по оказанию помощи детям с расстройствами чтения.

К факторам риска развития дислексии относят следующее:

  1. Генетическая предиспозиция
  2. Характеристики раннего речевого развития
  3. Особенности речевого развития дошкольника

Генетическая предиспозиция дислексии. Способность воспринимать письменную речь расценивается как полигенный навык, так как в его регуляции участвуют несколько генов, включающих локусы, определяющие в том числе способность читать и понимать прочитанное.

Если хотя бы у одного из родителей диагностирована дислексия, риск развития этого состояния у ребенка составляет около 45%. Прогнозирование такого риска основано на последовательно-ступенчатой модели в рамках медико-генетического консультирования. Вся необходимая для этого информация доступна исследователю уже после рождения ребенка. В результате первый фактор риска развития дислексии определяется достаточно надежно еще в период новорожденности.

Фактор раннего речевого развития. Вторым прогностическим фактором риска развития дислексии является показатель раннего речевого развития.

Возраст появления фразовой речи: при высоком риске развития дислексии первые фразы появляются после двух с половиной лет, тогда как диапазон нормы колеблется от полутора до двух лет и двух месяцев. Эту тенденцию описывали не только отечественные, но и зарубежные авторы.

Появление первых слов диагностического значения не имеет, следует акцентировать внимание именно на формировании начальной фразовой речи.

Третьим фактором риска, определяемым в пяти-шестилетнем возрасте методом тестирования, является развитие способностей и навыков–предпосылок чтения.

Изучение основных факторов предрасположенности к дислексии позволяет реализовать последовательно-ступенчатую модель ранней диагностики и превенции дислексии. Первой ступенью является медико-генетическое консультирование. В качестве второй ступени рассматривается медико-педагогическое консультирование ребенка первых трех лет жизни, характеризующее его речевое развитие. Третьей ступенью считается комплексное тестирование дошкольника.

Под риском подразумевается недостаточность анатомо-физиологических развития, обуславливающего способность к чтению, степень влияния ресурсов компенсации, а также специфику взаимодействия с окружающей средой. К компенсаторным механизмам относят уровень интеллекта, память, объем словарного запаса контактирующих взрослых, богатство развития речи самого ребенка. Таким образом, даже наличие всех рисковых факторов приводит к развитию клинической дислексии только при слабости компенсаторных ресурсов ребенка и окружающей среды. Трудно указать факторы, с высокой степенью достоверности снижающие вероятность формирования дислексии, изучение их пока является научной задачей, требующей решения.

Препятствующим ранней диагностике риска дислексии фактором является низкая осведомленность родителей по проблеме. Информирование пары об имеющихся рисках следует осуществлять на как можно более раннем этапе, возможно, в рамках дородовой подготовки или в первые месяцы жизни ребенка. Опросы о наследственной отягощенности имеют невысокую точность, так как родители зачастую не могут ответить на вопросы о сформированности навыка чтения у членов своих родительских семей или супругов.

Александр Николаевич Корнев

Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой логопатологии Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета

Читайте также

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта.

Продолжая пользование данным сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.