Получите 30 уроков в подарок
00
:
00
:
00
Коррекция дислексии онлайн за 8 минут в день
Начните заниматься сегодня и получите месяц (30 уроков) в подарок
Коррекция дислексии
онлайн за 8 минут в день
00
:
00
:
00

Преимущества и эффективность методики SLOGY

  • 2641

Время прочтения 5 мин

Мы знаем, что книга дает нам массу удобств и удовольствий, когда мы уже научились читать. Но существуют дети, которые, имея вполне достаточные умственные способности, интеллект, многие годы проводя в школе не могут научиться полноценному навыку чтения. У одних детей эти трудности проявляются преимущественно в овладении техникой чтения, у других добавляется слабое понимание прочитанного. А есть те, у кого техника благополучна, а понимание страдает. Примерно 10 процентов детей, которые учатся в школе, испытывают серьезные трудности, осваивая чтение. У половины из них — трудности настолько серьезные, что, даже закончив школу, они остаются по-прежнему полуграмотными. Только в Петербурге таких детей 25 тысяч.
Александр Николаевич Корнев

Исследовательской группой Санкт-Петербургского Педиатрического университета была разработана теория, которая объясняет, что же лежит в основе совершенствования техники чтения. Оказалось, что прогресс зависит от того, насколько большой сегмент текста читающий опознает сразу, одномоментно. Эти сегменты называют оперативными единицами чтения. Ребенок начинает с побуквенного чтения – оно медленно и малоэффективно. А далее — учится опознавать слог целиком, постепенно укрупняя его. В русской письменности более 20 разных вариантов слогов.

Ребенок с трудностями в чтении обычно распознает буквы последовательно, одну за другой, а затем происходит синтез и совершается попытка понять прочитанное. Переживание стойких трудностей иногда невротизирует ребенка – может возникнуть фобия чтения или другие невротические расстройства. Иными словами, дислексия это острейшая проблема, требующая поддержки. И что самое главное — необходима разработка методов оказания помощи для того, чтобы дети овладели тем, с чем все остальные легко и просто справляются. 

Многие годы в мире происходит поиск методов, алгоритмов, подходов, которые помогли бы детям с дислексией научиться читать. Невозможно быстро изменить их слабые когнитивные предпосылки, препятствующие освоению чтения. В коррекционном обучении необходимо придумывать обходные пути, которые опирались бы на более сохранные способности у этих детей, чтобы им было легче двигаться вперед. Разработанная в лаборатории СПБГПМУ методика использовалась педагогами, логопедами,  а когда прогресс в цифровых технологиях достиг достаточно высокого уровня – удалось создать цифровой вариант методики на базе онлайн-платформы SLOGY.

Результат использования SLOGY в домашних условиях

Основные преимущества программы

  • Программа выстроена в игровой форме

Нередко у детей с дислексией возникает категорическое нежелание читать. Дислексикам с большим трудом дается начальный этап слогослияния, они застревают на этом, продолжая читать побуквенно, и достичь  автоматизации навыка  слогослияния им тяжело. В игровых упражнениях slogy перед детьми не ставится задача читать: слог или слово произносится вслух и нужно найти его орфографический эквивалент.

  • Программа опирается на имплицитное научение

Как дети, так и взрослые, огромное количество знаний (теоретических и навыковых) усваивают неосознанно, имплицитно. Имплицитное научение менее затратно.  Школьная же программа опирается на эксплицитное обучение – то, которое требует от ребенка сознательно использовать вербализованные правила, что ребенку с дислексией дается тяжело.

  • Конечным итогом обучения чтению является чтение про себя

Школа в обязательном порядке проходит длинный этап обучения чтению вслух, а оно для детей с дислексией дается особенно трудно. В нашей программе перед ребенком эта задача не ставится, а сразу формируется чтение “про себя”.

  • Программа гибко подстраивается под способности ребенка

Уровень сложности предлагаемых задач наша программа адаптирует к возможностям ребенка на основе диагностики его обучаемости, усложняя задания по мере совершенствования навыка. Она учитывает такие параметры выполнения заданий ребенком, как время реакции, количество ошибок, уровень помощи, оказываемой программой (подсказки). 

Альтернативные способы формирования навыка
Более 12 тысяч детей зарегистрированы платформе. Из них около 400 детей с дислексией из самых разных уголков России и  за ее пределами занимаются регулярно более полугода. Некоторые дети, занимающиеся в Слоджи, на данный момент прошли уже 500 и более уроков. Это уникальная возможность – заниматься каждый день и приобретать такое количество нового опыта, которую невозможно реализовать, например, на занятиях с логопедом.
О платформе SLOGY.RU

Упражнение в программе занимает обычно семь-восемь минут, это не обременительно и увлекательно. Многие дети, проучившись 10 лет, не могут прорваться и преодолеть барьер в освоении грамоты. Ребенок, который занимается в программе, достигает прогресса уже 4-6 месяцев. Разумеется, неполного, но весьма значительного.

Исследования эффективности методики

Для проверки эффективности методики SLOGY исследовательской группой лаборатории нейрокогнитивных технологий научно-исследовательского центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета было проведено исследование на базе двух Петербургских школ: общеобразовательной и речевой. Предварительно были отобраны дети с дислексией, у была проведена оценка их навыка чтения до коррекционной работы. Затем участникам предоставили доступ к программе, а  через полгода оценили, что изменилось в результатах. Проводилось не только тестирование, но и энцефалографическое исследование, а также айтрекинг – процедура отслеживания движений глаз во время чтения.

Результаты айтрекинг-исследования

Подробнее об айтрекинге
Схема работы айтрекинга

Фиксация отражает тот участок текста, который в данный момент обрабатывает мозг. Соответственно, чем фиксация дольше (чем больше диаметр кружка мы видим), тем больше усилий читающему приходится прилагать для расшифровки какой-либо части текста, чтобы понять его смысл.

Пример использования айтрекинга в лаборатории НИЦ СПбГПМУ

Когда текст легко читается, кружочки маленькие в диаметре, то есть фиксации короткие, а перемещения по тексту длинные. 

Фрагмент аудиозаписи результатов

Результат статистического анализа позволили заключить, что программа эффективна и дает большие возможности для формирования чтения, а с другой стороны является доступным инструментом для каждого, кто хочет помочь ребенку, столкнувшемуся с трудностями в освоении грамоты.

Александр Николаевич рассказал очень много о том, какие негативные последствия может иметь дислексия для детей. И это действительно так, часто встречаясь с детьми и с их родителями, убеждаешься, как сильно они дезадаптированы, как сильно они страдают. Я бы хотел привести в пример пару случаев, которые наблюдал лично, когда ребенок, оказавшись перед текстом, переживает нечто похожее на слепоту. У него расплывается весь текст и кажется, что он ничего не видит, потому что напряжение ребенка в этот момент очень велико. В рамках этого проекта и оценки эффективности методики Слоджи, у меня есть уникальная возможность видеть детей с интервалами в полгода. С одной стороны, я вижу, какого колоссального прогресса в технике чтения достигают дети, но также и какие изменения происходят на уровне их психического и эмоционального состояния: они приходят намного более расслабленными, школа начинает их меньше тревожить. При этом родители, которые, казалось бы, отчаялись, становятся более мотивированными. И, как консультирующий психолог, я хочу сказать, насколько тесно связано чтение, эмоциональное состояние и процесс формирования личности. Поэтому, конечно, очень важно вовремя обратиться за помощью и начать помогать ребенку с дислексией.
Сергей Рафаелович Оганов

Материал создан на основе выступления профессора Александра Николаевича Корнева и исследовательской группы Лаборатории нейрокогнитивных технологий Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского  университета на фестивале “Книжный маяк”.

Александр Николаевич Корнев

Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой логопатологии Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter

Читайте также

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта.

Продолжая пользование данным сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.