Получите 30 уроков в подарок
00
:
00
:
00
Коррекция дислексии онлайн за 8 минут в день
Начните заниматься сегодня и получите месяц (30 уроков) в подарок
Коррекция дислексии
онлайн за 8 минут в день
00
:
00
:
00

Раннее развитие ребенка: на что обратить внимание родителям

  • 1200

Время прочтения 5 мин

Чем раньше начать развивать ребенка, тем умнее и успешнее он будет. Во всяком случае, так утверждают те, кто занимается ранним обучением. Как же лучше для ребенка на самом деле, когда надо начинать занятия и на что лучше обратить внимание, когда ребенок еще маленький – объяснил профессор Александр Корнев.

Раннее обучение и изучение языков: каким детям подходит

Сразу оговоримся, что значит выражение «раннее обучение». Ранним мы будем называть обучение, опережающее естественные этапы развития ребенка. Ребенка учат тому, что обычно усваивается позже.  Раннее обучение может быть оправданным, когда ребенок физически вполне здоров и психологически зрелый соответственно своему возрасту. И все его функциональные системы готовы к тому, чтобы обучаться немного раньше обычного. Есть некоторое количество детей, которое в развитии опережает остальных. Для них раннее обучение – это нормально. 

Папа с сыном играют в шахматы

Важно понимать, что раннее обучение стало модой, атрибутом родительского престижа. Учителя, в свою очередь, реагируют на родительский запрос, совершенно не обращая внимания на возможности ребенка. 

Еще одно модное веяние – раннее изучение нескольких иностранных языков. Начинают это с детского сада или отдают ребенка в профилированную языковую школу. В принципе, в этом нет ничего плохого. Но, нельзя не считаться с реальными возможностями ребенка. Если в языковые школы попадают дети, у которых имеются недостатки речи, ограничены когнитивные ресурсы, на их психику ляжет чрезмерная нагрузка. В таких случаях у ребенка могут появиться проблемы с психическим здоровьем: астения, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, раздражительность, снижается настроение. Но многое зависит и от того, каким методом учат ребенка.

Обучать маленьких детей иностранному языку надо разумно и грамотно. То, что делается в наших садах: заучивание отдельных слов, стишков, а иногда даже зазубривание букв, малопродуктивно. Все так же быстро забывается, как и усваивается. 

«Самое естественное изучение иностранного языка для дошкольника – семейный метод, или метод погружения». 

Начинать изучать в детстве иностранный язык лучше как разговорный: просто общаться на нем с ребенком в разных повседневных ситуациях. Но это оправдано при условии, если ребенок благополучен с логопедической точки зрения. 

Дети рисуют

Если у ребенка с развитием речи не все обстоит благополучно, то подвергать его таким испытаниям очень рискованно. Последствия хорошо знакомы нашим эмигрантам: дети с недостаточно полноценной языковой способностью зачастую теряют родной язык. У детей с запаздыванием в овладении родным языком, дефектами речи, возникает конкуренция между родным и вторым языком, которая провоцирует стойкие ошибки в обоих языках.

Так что даже метод погружения в языковую среду срабатывает не для всех, а только для здоровых и благополучных в речевом развитии детей. 

Ребенок не говорит: когда пора бить тревогу

Есть нормы для развития каждого навыка у детей. Первые слова ребенок должен начать произносить до года и двух месяцев – это нижняя граница нормы. Для появления первых простых фраз из двух слов предельный срок – два года и два месяца. 

Действительно, есть дети, у которых первые слова появляются в два года. И тут встает сложный вопрос дифференциации детей с нарушением речи и психомоторного развития от тех, кто просто поздно стартует, но быстро догоняет ровесников. Над ним ломают головы ученые всего мира. Для того чтобы отличить первых от вторых, нужно не только скрупулезно и детально выяснить всю историю течения беременности и наследственности, но и обследовать самого ребенка, механически опираться на цифры и показатели нельзя.

Девочка рисует на доске

Какие признаки должны насторожить родителей, если дети не начали говорить

Мой опыт говорит о том, что у поздно произносящих отдельные слова детей есть более серьезная общая патология. Таких детей, к счастью, не очень много. 

Значительно больше тех, которые очень поздно произносят первые фразы: в два с половиной, в три года. Больше всего споров среди специалистов именно по этой категории детей. Потому что есть среди них те, кто  имеет только темповую задержку, и тогда это просто конституциональная норма, своеобразие развития. А  есть дети, у которых неумение построить фразу, – первое проявление аномалии. 

Назвать надежные признаки отличий первых детей от вторых может только специалист. Но если у ребенка на третьем году жизни большие сложности со слоговой структурой, и вместо «балалайка» и «карандаш» он говорит «балайка» и «кадаш» – это, как правило, всегда проблема, требующая обращения к специалисту. Когда на третьем году жизни речь у ребенка неразборчива, «каша» во рту, – это тоже повод, чтобы обратиться к логопеду. 

Если у ребенка наблюдаются не только проблемы с речью, но и недостатки в интеллектуальной и когнитивной сфере, то скорее всего, речь идет о речевой аномалии. 

Дети на занятии

Кроме того, при темповой задержке, когда ребенок стартует чуть позже сверстников, чаще в одинаковой мере отстают все показатели: звукопроизношение, грамматика, и словарь. В случае дисгармонии, когда фразы уже есть, но звуконаполнение плохое, ребенок говорит неразборчиво, речь может идти о ранних проявлениях недоразвития речи. Обычно признаки дисгармоничного развития свидетельствуют в большей степени в пользу патологии, чем просто темповой задержки. 

Хороший специалист увидит еще какие-то неуловимые признаки, которые подсказывает ему его врачебная и педагогическая интуиция. Я бы назвал это искусством. Тем не менее, в раннем возрасте, в два–три года заключение всегда бывает неточным, приблизительным, риск ошибки всегда велик.

Но лучше перестраховаться и посещать  логопеда не реже 1 раза в год.

Насколько необходимо медикаментозное лечение при задержке речи

В ряде случаев медикаментозное лечение действительно необходимо при задержке речи уже в раннем возрасте. Но далеко не всем и не всегда. Врач, разобравшись в состоянии ребенка, назначит препараты, которые могут стимулировать процесс созревания необходимых центров мозга, стимулируя созревание нервных клеток и образования нервных связей. Поэтому в определенных случаях  применение лекарств оправданно и бояться этого не стоит. 

Александр Николаевич Корнев

Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой логопатологии Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter

Читайте также

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта.

Продолжая пользование данным сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.