Школьная дезадаптация: причины, признаки и профилактика

  • 306

Время прочтения 11 мин

Психогенная школьная дезадаптация или ПШД - это одно из последствий стойкой школьной неуспеваемости, комплексная проблема, в особенности актуальная для детей с дислексией.

Школа - очень важный этап в жизни ребёнка, вне зависимости от того, как он сам и его родители к нему относятся. В школьные годы ребёнка происходит один из важнейших "скачков" развития - как физического, так и психического. Попробуем разобраться, как возникает психогенная школьная дезадаптация, каковы основные причины и как родителям её предупреждать и купировать. Отдельно будет рассмотрен риск развития ПШД у детей с дислексией.

Психогенная школьная дезадаптация

Что такое психогенная школьная дезадаптация и как её распознать?

В школе ребёнок не только учится, получает новые знания. Важная задача школы, как общественного института - воспитание (в качестве дополнения к воспитанию в семье) и формирование личности. Однако для того, чтобы получить пользу от того, что предлагает школа, ребёнок, поступив в школу, должен адаптироваться, приспособится к этой новой для него системе отношений. Именно в этом у некоторых детей и возникают первые трудности.

Что такое социальная и школьная адаптация и почему иногда здесь возникают проблемы?

С момента рождения ребенка мы видим, как он, переместившись из утробы матери в наш мир, непрерывно приспосабливается (т.е. адаптируется) к новым для него условиям существования, учится управлять своим телом, руками и ногами, общаться, взаимодействовать с миром. Похожий процесс, только более сложный, мы наблюдаем и при поступлении ребенка в 1-й класс.

Придя в школу, ребёнок оказывается в непривычной и незнакомой обстановке  и начинает мало-помалу приспосабливаться к этой новой сфере своей жизни. Но у разных детей процесс адаптации идёт с разной скоростью. Поэтому одни дети спустя одну-две недели чувствую себя “как рыба в воде”, а другие и через полгода чувствуют себя дискомфортно.  Чтобы приблизительно понять, что приходится испытать ребёнку при переходе из детского садика (или своего дома) в школу, рассмотрим, в чем же заключаются  основные перемены в его жизни:

  • Новая система авторитетов. Нужно не только слушать учителей и прочий школьный персонал, но и учитывать атмосферу в детском коллективе. Первоклассники взрослее, чем дошколята и у них уже развивается более сложная иерархическая структура.
  • Минимизация роли желаний ребёнка. Даже если школа лояльна и внимательна к ребёнку, дети с большим трудом отказываются от своего естественного эгоизма и не сразу начинают понимать мотивов указаний и запретов учителя.
  • Новые порядки. Расписание, продолжительность уроков, правила приёма пищи, домашнее задание, формат ответа у доски и коллективные задания, первые отметки и их аналоги - то, что кажется нам самоочевидным и естественным, для детей ново и не всегда приятно.

Добавим сюда и более банальные причины - плохая теоретическая подготовка к школе (это может происходить по ряду причин), и, как следствие, плохая успеваемость, а также простая тоска ребёнка по дому и родным (такое наблюдается у "домашних", не очень социализированных детей). В результате может создаться  почва для развития психогенной школьной дезадаптации.

В данном термине не случайно стоит слово "школьная" - такое состояние детей настигает детей именно в школе, в результате одновременного действия нескольких факторов, а именно школа, её атмосфера и правила являются спусковым крючком к данному расстройству. К "садиковской" адаптации это нарушение не относится, хотя может быть её прямым продолжением.

Как распознать такое состояние у ребёнка?

Достаточно просто - если ваш ребёнок напряжён, не хочет идти в школу, показывает плохие результаты в учёбе (соответственно уровню, на котором он находится), не влился в коллектив, а сотрудники школы высказывают своё беспокойство. Конечно, такие неприятности могут случиться и по другим причинам - например, образоваться в результате психологической травмы, но, как правило, это признаки ПШД.

Есть ложный  миф о том, что такое состояние непродолжительное. Действительно, ПШД в лёгкой форме может исчезнуть спустя несколько месяцев, после которых ребёнок окончательно приобретает навыки, которые будут нужны ему в ближайшие 10 лет. Но есть дети с повышенной внушаемостью, тревожностью, низкими волевыми качествами и впечатлительностью, у которых дезадаптация может длиться многие месяцы и годы.

Все дети переживают данное нарушение по-разному. Не обязательно, что это будет выражаться в резкой  форме с ярко выраженным агрессивным поведением, оппозицией, саботажем учебы и т.д. Иногда ребёнок демонстрирует даже среднюю успеваемость, продолжает попытки влиться в коллектив и утвердить свой социальный статус, но это стоит ему невероятных усилий и ментальных ресурсов, постоянный дефицит которых может истощить его. Такая ситуация чревата серьёзными последствиями.

Каковы риски при ПШД?

Вопреки страхам родителей школьная неуспеваемость и плохие отметки - это только видимая часть того, что происходит с ребенком, если в этой ситуации ему не помочь.  Ребёнок не всегда может разобраться в своих чувствах, отличить, какая ситуация нормальная, а какая - за рамками нормы. Именно поэтому большинству ребят, впервые столкнувшимся с такими трудностями, и в голову не придётся жаловаться родителям, конкретизируя своё состояние - скорее всего, вы услышите обычные "не хочу" и "не нравится".

Последствия, которые может нести за собой длительная ПШД, разрушительны - страдает социализация и душевное равновесие, построение самооценки. Не стоит забывать, что школа - это всё же не детский сад. В школе необходимо усвоить программу. Кроме того, ребенок находится в школьном коллективе. Отношения с группой детей, с которой ребёнок будет видеться практически ежедневно ещё долгие годы, в результате неуспеваемости и "неправильного" поведения могут стать плохими - это может провоцировать развитие ряда психогенных невротических расстройств.

Школьная дезадаптация у детей

Основные причины возникновения школьной дезадаптации

Главные предпосылки ПШД изучены. Обычно, это целый комплекс разнообразных факторов, не все из которых можно предотвратить.

Повлиять на перечисленные ниже причины не всегда можно, но у  родителей  всегда остаётся возможность прийти ребенку на помощь вовремя. Для этого необходимо внимательно, но ненавязчиво следить за состоянием ребёнка в школе. Невнимательность родителя легко может привести к серьезному невротическому расстройству у ребенка.

Биологические и наследственные предрасположенности

Не секрет, что люди от природы разные. Есть дети с посредственными когнитивными способностями, есть "узкие специалисты", чьи наклонности видны с самых малых лет, а есть настоящие гении. Предугадать, каким будет ребёнок, трудно. Это зависит как от наследственности, так и от средовых условий. 

На вероятность развития психогенной школьной дезадаптации очень влияет то, что мы называем талантами и способностями. У кого-то они есть и сильно развиты - такой ребёнок быстро идёт по программе и даже перегоняет её, а у кого-то, напротив, посредственны или неразвиты в ходе дошкольной подготовки. Если в детском саду  не так важно, кто красивее рисует, лепит или знает английские слова, то в школе всё это приобретает большее значение. Ребёнок, сталкиваясь с оценкой своих знаний, навыков и способностей, испытывает иногда сильный стресс. Хорошо, если школьник окажется достаточно уравновешенным, чтобы не воспринимать всё слишком ярко, но, к сожалению, среди детей такой контроль за эмоциями - большая редкость.

Есть родители, которые не верят, что причиной неуспеваемости может стать недостаток способностей и предпочитают объяснять все неудачи ребёнка недостаточным старанием и ленью. Чтобы опровергнуть подобные заблуждения, достаточно вспомнить такие нарушения развития, как дислексия, дисграфия и дискалькулия, которые непосредственно мешают ребёнку освоить некоторые важнейшие для школьной программы обучения навыки: чтение, письмо, счёт.

Доказано, что полностью здоровыми (а таковыми детские специалисты называют детей без каких-либо отклонений вообще) можно назвать всего-то 5% от общего количества детей. Такие цифры - средний показатель, но это наглядно показывают, что нет ничего постыдного в обращении за помощью, тем более что львиная доля таких нарушений легко устраняется, если вовремя начать работу с ними.

Неуспеваемость, вызванная разными причинами

Неуспеваемость может иметь десятки причин - от затяжного конфликта с учителем до отсутствия способностей к конкретному предмету. На развитие ПШД влияет не столько сам факт низкой успеваемости, сколько отношение ребёнка к данному обстоятельству. По большей части это зависит от характера ребёнка, его уровня самооценки. Если его не особо беспокоит неуспеваемость, то вряд ли она приведет к дезадаптации.

Другое дело, если школьник искренне беспокоится о своих низких показателях. Причиной этому может быть его перфекционизм, излишне эмоциональная или оценочная реакция родителей на отметки, а также влияние успеваемости на социальный статус в коллективе (в младшей школе, до полового созревания и появления других главенствующих факторов такое случается часто).

Погода в доме

Если в семье нет гармонии, то во всех остальных сферах жизни ребёнка его быть не может.  Родители или родитель в основном, являются центром его мироздания. Даже если ребёнок учится в лучшей школе в стране, ситуация дома влияет на него гораздо сильнее. Родителям следует насторожиться, если в их отношениях есть проблемы - как явные вроде развода, так и те, которые пытаются скрыть, а также при напряжённом взаимодействии ребёнка с братьями и сёстрами, если такие есть.

Также есть проблема, которую многие проблемой не считают - родители последних поколений в желании дать ребёнку всё самое лучшее, превращают его рост и развитие в своеобразное соревнование. Лучшее всё - садик, кружки, репетиторы, школа и спортивные секции нередко дают обратный эффект, утомляя ребёнка завышенными ожиданиями, а иногда - прямыми невыполнимыми требованиями.

Школьная система

Современная школа максимально обезличена - но это только полбеды. К сожалению, из нее ушла практика помощи детям, которые отстают по учёбе - учитель нередко не только не обязан этого делать, но и не может физически из-за объёмов своей основной работы.

Психогенная школьная дезадаптация у дислексиков

Данное нарушение мешает освоению чтения и письма, навыкам, которые являются центральными в любой школе. По этой причине такие дети имеют высокий риск развития ПШД - от хронической неуспеваемости до проблем в коллективе.

Дислексия - не только про чтение

Во-первых, данное нарушение почти всегда сопровождается  дисграфией. Во-вторых, трудности в чтении создают проблемы по ряду предметов, где чтение так или иначе фигурирует - а это практически вся программа.

Также не стоит забывать про сопутствующие синдромы. От 5% до 7% детей-дислексиков страдают ещё и СДВГ, что ещё больше осложняет процесс внедрения в школьные будни. Таким образом ребёнок с такой проблемой в среднем намного чаще попадает в такое состояние, как ПШД, и намного дольше остаётся в нём.

Чем это грозит?

К сожалению, даже у обычных детей ПШД приводит к серьёзным последствиям, но у дислексиков это - прямой путь к серьёзному неврозу. Особенно если это состояние обнаружили слишком поздно. Опыт показывает, что родители, знакомые с дисклесией ребёнка с дошкольного периода, успевают купировать некоторые, а иногда и большинство её проявлений до школы.

Замедленное развитие

Так как дислексия отталкивает ребёнка от одного из самых главных и эффективных методов восприятия информации - чтения, эту информацию он впитывает неохотно. Причины этого просты - никто не хочет делать то, что ранит и заставляет чувствовать себя хуже остальных, а ещё дети крайне неохотно занимаются вещами, которые по их мнению, не имеют смысла.

Ребёнок приобретает не только так называемую хроническую неуспеваемость, но и другие неприятные синдромы - например, выученной беспомощности.

Низкая социализация

Детей редко волнует, как и почему один из классной "стаи" стал выделяться - примитивные иерархические побуждения заставляют их "выталкивать" чужеродный элемент, это свойственно любому коллективу. Здесь должен подключиться учитель.  

Если учитель по каким-то причинам не вмешивается и не помогает ребёнку укрепить и повысить социальный статус в группе, его социальные навыки начнут быстро падать. Ввиду агрессивного поведения других детей, а иногда и некомпетентного персонала школы, дислексики замыкаются в себе или проявляют другие формы защитного поведения.

Патологии поведения

Агрессия, нарушение норм поведения, отказ от обучения, отказ от внеурочных активностей, иногда даже психосоматические заболевания (организм сопротивляется неприятному опыту, активируя болевые ощущения и прочие виды недомогания) - всё это прямые последствия психогенной школьной дезадаптации. Увы, нередко окружение ребёнка начинает бороться с этими "симптомами", игнорируя источник проблемы.

Профилактика в пределах возможностей родителей и окружения, облегчение течения дезадаптации

Можно ли помочь ребёнку? Однозначно можно и нужно - более того, шансы справиться без помощи взрослых у него околонулевые, вне зависимости от его интеллекта, характера и прочих особенностей. Вы, как родитель или учитель, можете значительно ускорить этот процесс и минимизировать возможный ущерб.

Поддержка и психологическая помощь

Если ребёнок видит, что ему сочувствуют, его любят и понимают, большая часть проблем уходит самостоятельно. Дезадаптация часто возникает из-за фрустрации - ребёнок оказывается один на один со своей проблемой и никак не может с ней справиться ввиду отсутствия опыта. Вы можете показать ему, что неприятности, из-за которых он так переживает, не так значимы, и точно можете не усугублять положение собственными негативными эмоциями.

Отдушина - хобби, спорт, другой коллектив

Как и взрослый человек, ребёнок нуждается в перемене обстановки. Чтобы помочь ему, найдите ему занятие, которое никак не будет напоминать о существующих проблемах - это творчество, спорт, развлекательный кружок по интересам. Общение оздоровит ситуацию, а новый опыт поможет обрести уверенность в себе в тех сферах, где недостатки не будут мешать. Конечно, такой способ не может быть основным - нельзя делать вид, что проблемы нет, и решать её побегом.

Помощь школы

Не боритесь с проблемой в одиночку - школа может и должна помочь. Информируйте персонал о проблемах ребёнка, чтобы он не создавал впечатление отстающего из проблемной семьи или того, кто имеет более серьёзные нарушения, чем ПШД. Кооперируясь с педагогами и школьными соцработниками можно достичь очень многого - они могут инициировать работу с коллективом, пойти на некоторые уступки и предоставить льготные условия для обучения.

Александр Николаевич Корнев

Александр Николаевич Корнев

Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой логопатологии Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета

Читайте также

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта.

Продолжая пользование данным сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.