Иногда родители, даже самые любящие и внимательные, совершают ошибки. Возможно, они действуют автоматически – так делали и их родители. Возможно, когда-то услышали совет, который показался правильным, или сами посчитали какое-то действие правильным и логичным. Но есть несколько распространенных ошибок, которые родители совершают часто – они негативно влияют на детей, их развитие и, тем более, коррекцию проблем с чтением. Доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой логопатологии, заведующий лабораторией нейрокогнитивных технологий НИЦ СПбГПМУ Александр Николаевич Корнев рассказал, с какими стереотипами родителей сталкивался в работе чаще всего.
Не бросайте ребенка одного с книгой
У детей, которые испытывают трудности в чтении, тем более, если у них дислексия, есть потребность не только в коррекции у специалистов – им нужна работа и дома. В том числе, с родителями.

Приведу один пример из собственной практики. Не так давно в Москве я консультировал одну семью. Внешне вполне интеллигентная семья, мама – искусствовед, их сыну четырнадцатый год, он очень плохо читает, у него такая махровая дислексия. Я маму спрашиваю: «Какое у вас отношение к книге? Как часто вы читаете?» Она призналась, что лет десять художественные книги в руки не брала, кроме специальной литературы. Но как в таком случае привить интерес к чтению ребенку? Давно доказано: качество чтения у детей напрямую коррелирует с отношением к книге в семье.
«Поймите, чтобы ребенок старался и пытался исправить собственный дефект, он должен понять, что книга – это ценность, что читать просто интересно. Есть ведь разные формы дислексии. Есть дислексики, которые плохо и коряво читают, но понимают вполне прилично, особенно если человека не торопить. А есть те, у кого большие проблемы с пониманием. Коррекция – очень трудный процесс, и нужно, чтобы ребенок был не пассивным наблюдателем в этом деле».
Чтение вслух сегодня почти исчезло. Оно заканчивается на уровне трех лет, когда укладывают спать со сказочкой. Как только ребенок научился складывать буквы, родители говорят ему: «Теперь читай сам». Далеко не каждый родитель способен взвалить на себя труд читать вслух, да еще не то, что ему интересно, а что интересно его ребенку.
Книга – источник духовного и интеллектуального развития. И дети с дислексией, если взрослые не читают им вслух, от этой информации отлучены. И единственная возможность помочь им развиться – читать вслух.
«Достаточно самоотверженные родители берут на себя этот серьезный труд, но не могу сказать, чтобы их много было».
Что делать, если ребенок не говорит в три года?

В копилку, из которой растет речь, огромный вклад должны внести родители: не просто общаться с ребенком на самые разные темы, но на доступном пониманию ребенка уровне и в тех формах, которые близки ребенку. Речь взрослого, особенно в случаях с патологиями, должна быть построена соответствующим образом: с простыми конструкциями, с повторениями, с интонационной акцентировкой.
Что делает наш логопед, когда к нему приходит ребенок в два года, где явно видны проблемы речевого развития? Развивает речевую моторику, гимнастику губ, языка и развивает пальцевую моторику. Это конечно полезно. Но к развитию речи это имеет весьма косвенное отношение.
А все, что может двигать вперед речевое развитие, предполагает совсем другую работу с активным вовлечением родителей, потому что двухлетку не посадишь, как пятилетку, выполнять упражнения. Все должно быть в игровой форме, в занимательной, в увлекательной, это совсем иной стиль. Этому, к сожалению, в большинстве педагогических ВУЗов не учат.
Самая банальная рекомендация, которая часто дается родителям: вы не давайте ему предмет, который он просит пока он не выразит просьбу словами.
«Это издевательство над ребенком, потому что он нервничает, злится, это становится источником переживания. Ничего хорошего из этого не получается, хотя взрослый может и настоять на своем».
Гуманный путь – развивать речь через гармоничную комфортную коммуникацию. Общение взрослого с ребенком должно быть ребенку приятным, ребенок должен понимать, что его слушают, его понимают. Общение всегда подразумевает две стороны. Не только говорение, но и понимание. Последнее намного важнее первого. Если ребенок чувствует, что его пытаются понять, ему захочется попытаться выразить словами свою просьбу или мысль, возможно и имитируя речь речь взрослого частично или полностью.
Есть такое понятие «материнская речь» или «речь обращенная к ребенку». Так разговаривают большинство матерей с детьми первого – второго года жизни. Это особенная по форме речь, но, как оказалось, именно она создает оптимальные условия, чтобы ребенок, взяв ее за образец, понял, принял, научился. Это совершенно необходимое, но, конечно же, недостаточное условие. Быть подключенным к миру ребенка – это естественное требование для всех, здоровых и нездоровых детей. Это нормальное отношение в материнстве, в воспитании.
Отношение к поступкам, а не к ребенку

В желании воспитать хорошего человека родители порой следуют стереотипам – например, боятся «залюбить» ребенка, чрезмерно заласкать его, опасаясь, что это сделает его самовлюбленным и эгоистичным. Но в большинстве случаев такие опасения неоправданны. По крайней мере в первые 3 года жизни родительской любви не может быть слишком много.
Базово, когда речь идет о любви к ребенку, мы ценим в ребенке все его качества, не взвешивая их достоинства. И для этого от него не требуют быть каким-то особенным, знающим или красивым. Именно в таких условиях у ребенка вырастает самоуважение, чувство собственного достоинства, чувство самодостаточности.
«И потом жизнь такая пестрая, она из одних пряников не состоит, и, если выйти за пределы квартиры, в большой мир, в реальный социум, ребенок всегда получит определенную порцию шишек. Жизнь подбрасывает нам столько неприятностей, что тем самым все время вносит здоровый баланс комфорта и дискомфорта».
Ребенок должен быть любимым просто потому, что он есть. Родительскую любовь не нужно заслуживать. А ведь часто родители, не осознавая, что они творят, прямым текстом говорят ребенку: «Ты плохо поступил, поэтому я тебя любить не буду». Родители даже не задумываются, как ребенок это воспринимает, какой трагический резонанс это в нем вызывает.
«Негативное отношение можно выражать к предосудительным поступкам, а не к ребенку. В этом большая разница. К поступку надо относиться так, как он того заслуживает. И это ребенок, как правило, понимает правильно. А если из-за неправильного поступка его перестанут любить (или ему так покажется), это может вызвать негативный результат».
Я консультировал семью, где родители решили привить ребенку, что даром в этой жизни ничего не дается. И платили ему за разные бытовые услуги. Доходило до того, что сын чистил папе ботинки только потому, что он за это ему заплатит. И они гордо делились со мной своим методом воспитания и его результатами. На самом деле, ребенок в глубине души переживал, что он недостаточно хорош, чтобы его любили, имел низкую самооценку.
Преемственность между поколениями, верность традициям – важны. Определенные стереотипы в семейном воспитании могут быть полезны. Важно лишь трезво оценивать их, как и советы друзей, родственников и некоторых специалистов. Стоит подумать и представить, к чему может привести то или иное отношение родителей к ребенку, выльется ли в плюс для его развития как личности или создаст новую травму.