Получите 30 уроков в подарок
00
:
00
:
00
Коррекция дислексии онлайн за 8 минут в день
Начните заниматься сегодня и получите месяц (30 уроков) в подарок
Коррекция дислексии
онлайн за 8 минут в день
00
:
00
:
00

Выявление дислексии у ребенка: как работает «Дислексиметр»

  • 758

Время прочтения 5 мин

В конце 2024 года команда SLOGY запустила новый сервис для онлайн-диагностики чтения «Дислексиметр». Первая презентация этого уникального, первого в России онлайн-ресурса прошла на международной научно-практической конференции в рамках «Дня осведомленности о дислексии» «Дислексия и чтение: встречаемся в Ленинке», которая прошла в г. Москве 24-26 октября. Наш научный руководитель, доктор психологических наук Александр Николаевич Корнев рассказал, как работает сервис, и к каким неожиданным выводам пришла команда во время работы с добровольцами.

Девочка читает книгу

Как обычно оценивают навыки чтения у детей

По сложившейся давно традиции при диагностике нарушений чтения в мире используют несколько разных подходов:

  • Чтение списков слов;
  • Чтение неслов и псевдослов;
  • Чтение текстов;
  • Чтение и исправление деформированных текстов.

Чаще всего используются методы оценки чтения вслух. Например, в англосаксонском мире чаще всего используют чтение списков слов: исторически так сложилось, что диагностика дислексии связана именно с тем, как дети читают слова. В России же традиционно для этого используется текст. Каждая из методик дает важную, но неполную информацию. 

«Перед нами же стояла задача подготовить комплекс стандартизованных онлайн-тестов, которые позволили бы достаточно надежно диагностировать навык чтения молча и сделать эту возможность  доступной для всех граждан РФ». 

Важно отметить, что чтение – это не один навык, это комплекс нескольких навыков. В него входят «технические» навыки: рекодирование, декодирование слов и предложений. А также смысловые компоненты: создание микро- и макропропозиций, пропозициональной (смысловой) структуры текста. Проще говоря, от «перевода» букв в звуки и узнавания слова до создания своей версии прочитанного текста.

Есть несколько подходов к созданию стандартизованных методик диагностики навыков чтения:

  • Синтетический подход, когда по итогам теста данные сливаются в одну оценку, интегральный индекс;
  • Аналитический – оценка профиля компонентного состава чтения.

При аналитическом подходе, на котором основана работа «Дислексиметра», мы оцениваем разные компоненты чтения, разные навыки анализируем отдельно. Это гораздо более ценно для специалистов, так как у каждого ребенка можно будет найти «слабое звено» и работать над ним.

Ребенок пишет

Как работает «Дислексиметр»

Перед тем, как сделать сервис общедоступным, мы провели тестирования на выборке школьников – 550 детей из разных школ Санкт-Петербурга:

  • Учащиеся 2-8 классов по 3-5 параллелей каждого из классов 11 общеобразовательных школ в 6 районах Санкт-Петербурга;
  • Критерии включения: случайный отбор по 10 детей из каждой параллели;
  • Критерии исключения ‒ билингвы;
  • Исследование проводилось с ноября 2023 по май 2024.

Для проверки валидности новых тестов диагностики чтения молча мы использовали стандартную методику СМИНЧ (Стандартизированная методика исследования навыка чтения), включающую чтение вслух двух текстов. Полученные в результате онлайн-тестирования результаты сравнивались с Коэффициентами Техники Чтения (КТЧ), полученными при использовании СМИНЧ. Кроме скоростных показателей в каждом тесте оценивалось понимание.

Для онлайн-тестирования использовались теста оценки навыков чтения молча:

  • Чтение предложений (2 параллельных версии);
  • Чтение слов (2 параллельных версии);
  • Чтение слогов (онлайн-версия ТОПЕЧ).

Материал для тестирования чтения предложений был выбран таким образом: предложения разной длины от коротких (5 слов) до длинных (21 слово), специально чтобы разные уровни сложности были представлены. В тесте «Чтение слов» стимульный материал, который предлагался детям, включал три блока слов разной длины по длине. В этих заданиях мы оценивали не только правильность ответа, но и темп, то есть стоящую за этим автоматизированность и понимание: программа регистрировала и скорость прочтения, то есть время с начала предъявления до выбора ответа. Кроме того, в тесте Чтение слов оценивался Индекс Целостного Чтения (опознания слов) (ИЦЧ). Тестирование по СМИНЧ проводилось в обычном, индивидуальном  формате, онлайн-тестирование проводилось на планшетах в небольших группах.

На основе полученных данных мы вычислили диапазон возрастной нормы (средний показатель +/- 1,25 стандартных отклонения, а также зону риска и зону дислексии. И теперь у нас есть способ диагностировать навыки чтения не по одному показателю, а по большому их набору, делает диагноз дислексии более надежным.

«Казалось бы, что раз предложение состоит из слов, значит, зачем дополнительно к оценке чтения предложений отдельно проверять навык чтения слов? Но при чтении слов вне контекста догадка, опора на смысловой контекст почти не возможна, не на что опереться. Когда ребенок читает текст, догадка включается всегда, а иногда в очень значительной степени. И это разные стратегии, поэтому полезно оценивать и то, и другое».

Например, один из участников тестирования показал низкий  результат вскорости чтения предложений и коротких слов, но неожиданно высокий – в чтении длинных слов (Рис.1 и 2). Однако тестирование на понимание текста, слов и предложений показало, что ребенок, читая длинные слова, не столько читал, сколько пытался угадать и допускал при много смысловых ошибок (Рис.3). 

Рисунок 1

Скорость чтения

Рисунок 2

Индекс целостного чтения

Рисунок 3

Понимание текста

«Дислексиметр» дает широкие диагностические возможности:

  • Диагностика техники чтения молча минитекстов (предложений) и отдельных слов (вне контекста) молча: скорость, целостность (автоматизированность);
  • Диагностика оперативных единиц чтения;
  • Диагностика качества понимания предложений и слов;
  • Диагностика используемых стратегий чтения (синтетическое/аналитическое чтение или угадывание);
  • Оценка профиля чтения по 9 параметрам чтения.

Благодаря поддержке Фонда президентских грантов онлайн-сервис по диагностике дислексии доступен для каждого бесплатно. Переходите по ссылке для регистрации и тестирования. По результатам диагностики предоставляется не только заключение, но и рекомендации.

Для прохождения тестирования на сайте должен зарегистрироваться взрослый – родитель или педагог. Для прохождения теста советуем выбрать удобное время и место: должно быть тихо, ребенок не должен отвлекаться: часть заданий придется слушать. Также мы советуем проходить тестирование на компьютере или ноутбуке – так удобнее. Полную инструкцию по работе с «Дислексиметром» мы публиковали в наших соцсетях.

Александр Николаевич Корнев

Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой логопатологии Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter

Читайте также

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта.

Продолжая пользование данным сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.