Содержание
- Отставание в развитии устной речи
- Нарушение концентрации произвольного внимания
- Отказ от игр с буквенными изображениями
- Трудности в освоении алфавита
- Нарушения развития мелкой моторики рук (несформированность предметного рисунка)
- Трудности в освоении категориальной лексики
- Эмоциональная лабильность, спонтанные колебания настроения
- Повышенная психическая истощаемость
Дислексия или синдром нарушения формирования навыка чтения – значительно снижает качество жизни ребенка. Чем раньше начнутся коррекционные мероприятия, тем больше вероятность положительного эффекта. Определяющую роль в своевременной диагностике дислексии играют родители и прочие взрослые члены семьи ребенка.
Рассмотрим особенности детского поведения, являющиеся поведенческими маркерами риска формирования дислексии у дошкольников.
Читайте также: Симптомы дислексии у детей младшего школьного возраста.
Отставание в развитии устной речи
Родители могут заметить отставание в развитии устной речи ребенка еще в раннем дошкольном возрасте. Поведенческими маркерами являются позднее (в возрасте старше 3 лет) формирование фразовой речи, трудности в запоминании автоматизированных речевых рядов (стихи, устный порядковый счет, дни недели, времена года). Для запоминания ребенку необходимо многократное прослушивание речевого ряда. Ребенок испытывает трудности при актуализации слов, что влечет за собой их забывание, бедность словарного запаса в сравнении с ровесниками. Помимо абстрактных понятий, дети с высоким риском формирования дислексии забывают имена знакомых, с трудом подбирают слова для выражения своих мыслей. Также отмечается дефицит слухового внимания. Такие дети плохо запоминают стихи и песни, с трудом подбирают слова, невнимательно слушают, в том числе при чтении им вслух.
Нарушение концентрации произвольного внимания
Родителей беспокоит рассеянность ребенка, повышенная отвлекаемость, иногда сопровождаемая излишней двигательной активностью. Ребенок неусидчив, невнимателен, с трудом принимает участие в групповых занятиях, особенно связанных с длительной рецепцией вербальных сигналов. У четверти детей, страдающих дислексией, диагностируется синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Дефицит внимания и гиперактивность неспецифичны для дислексии, но с большой долей вероятности ее сопровождают.
Отметить эти особенности ребенка четырех лет и старше могут и педагоги дошкольного образования, и члены семьи ребенка.
Отказ от игр с буквенными изображениями
Дошкольники в возрасте 5 лет проявляют интерес к игре в кубики или карточки с изображением букв. Дети с риском формирования дислексии отказываются от таких игр в связи с трудностью ассоциирования звука со знаковым изображением.

Усугублять риск дислексии может ошибочная методика игры с такими предметами. При манипуляциях с такими предметными стимулами необходимо подчеркивать связь звука с буквенным символом. К сожалению, родители, наоборот, зачастую обучают ребенка именно названию букв, не формируя таким образом стойкой ассоциации буквы со звуком живой речи.
Трудности в освоении алфавита
В программу дошкольного обучения как правило включено изучение алфавита. Для детей с риском формирования дислексии запоминание букв и собственно алфавита как автоматизированного речевого ряда вызывает значительные трудности независимо от формы заучивания. Не помогает использование мнемонических приемов, включая короткие стихи для запоминания.
Нарушения развития мелкой моторики рук (несформированность предметного рисунка)
Симптомом, часто сопутствующим дислексии, является недостаточное развитие мелкой моторики. Ребенок испытывает трудности в рисовании, причем изобразительные навыки развиваются позднее, композиционные рисунки во многих случаях достоверно беднее деталями по сравнению с рисунками здоровых детей. Предметный рисунок является знаковым изображением, а в основе дислексии лежит расстройство знакового восприятия письменной речи. Следовательно, неполноценность предметных рисунков может рассматриваться как косвенный маркер риска дислексии. Оценка рисунка возможна в пятилетнем возрасте и старше, хотя у некоторых детей предметные изображения появляются уже в три-четыре года.
Трудности в освоении категориальной лексики
Затруднения у ребенка вызывает вербальное выражение пространственных представлений, цветовой лексики. Наиболее выражены ограничения способностей освоения пространственных категорий: «высокий-низкий», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «толстый-тонкий». Последние два примера характеризуются особой сложностью для детей с риском нарушений чтения. У них медленнее наступает осознанное понимание пространственных характеристик, осознанное вычленение пространственных признаков.
Эмоциональная лабильность, спонтанные колебания настроения
Снижение настроения, заторможенность, вялость не связанные с обстоятельствами окружающей среды, за исключением в ряде случаев метеорологических факторов, и сохраняющиеся в течение нескольких часов или суток.
Повышенная психическая истощаемость
Утомляемость при когнитивных нагрузках, легко переносимых здоровыми детьми того же возраста. Результативная диагностика риска формирования дислексии позволяет своевременно начать меры по предупреждению этого нарушения. Усилия специалистов должны быть сконцентрированы на формировании способностей-предпосылок и навыков-предпосылок развития навыка чтения, что снижает вероятность клинического проявления дислексии.