Скрининговое тестирование риска формирования дислексии у дошкольников

  • 342

Время прочтения 6 мин

Четвертая из пяти частей лекции «Методы раннего выявления предрасположенности к дислексии», которая состоялась в Эрмитаже на «Международной неделе осведомленности о дислексии».

Далее представлена текстовая версия четвертой части лекции.

Эффективность скрининговой диагностики дислексии представляется достаточно высокой, хотя опыт ее использования российскими специалистами пока еще  ограничен. Тестирование направлено на выявление признаков риска развития дислексии, то есть позволяет предсказать вероятность появления стойких трудностей в чтении. 

Методика раннего выявления дислексии по А.Н. Корневу

В 1982 году предложена методика раннего выявления дислексии по А.Н. Корневу (МРВД), разработанная в рамках диссертационного исследования на соискание ученой степени кандидата педагогических наук и рекомендованная в Письме Министерства Здравоохранения СССР. На основании нейропсихологического анализа детей с признаками дислексии разработана группа заданий, способная дифференцировать проявления дислексии от иных форм отставания, например, задержка умственного развития, педагогическая запущенность. Диагностика направлена на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6-7 лет). Целью исследования является обнаружение признака неполноценности обсессивных операций в различных модальностях.

Методика раннего выявления дислексии включает 4 типа заданий, описанных в книгах автора метода.

Рядоговорение

Ребенку предлагается произнести автоматизированный речевой ряд, называя по порядку времена года. Допустимо в начале выполнения задания предложить подсказку, если ребенок путает времена года с месяцами, частями суток или днями недели. Оценивается не собственно знание, а способность воспроизвести автоматизированное перечисление по порядку в правильной последовательности. При появлении ошибок ребенку предлагается выполнить задание повторно, чтобы исключить случайную ошибку. Затем ребенку предлагается перечислить дни недели.

Каждое нарушение автоматизированного произношения оценивается в «штрафных» баллах следующим образом:

  1. правильные ответы на оба вопроса — 0 баллов;
  2. правильный ответ на 1 вопрос —2 балла;
  3. ни одного правильного ответа — 3 балла.

Прямое и обратное повторение цифрового ряда

Ребенку предлагается повторить вслед за исследователем несколько цифр в том же порядке. Цифры называют в умеренном темпе, как при отсчете стартового времени. Ускорение темпа облегчает запоминание и, соответственно, искажает результат. При ошибке предоставляется право второй попытки. Оперативная память должна сохранить порядок цифр определенной длины.

Второе задание заключается в обратном воспроизведении заданного порядка цифр. При объяснении приводится пример, чтобы обеспечить уверенное понимание задания. Длина порядка цифр в данном случае меньше, чем в первом задании.

Необходимо постепенно увеличивать длину цифровых рядов, чтобы определить в обоих случаях длину запоминаемого ряда, воспроизводимого в прямом и обратном направлениях. Для оценки длина обоих рядв (то есть количество запоминаемых цифр) суммируется.

Оценка производится следующим образом:

  1. более 6 слов – 0 баллов;
  2. 6 слов – 2 балла;
  3. менее 6 слов – 3 балла.

Необходимо отметить, что обратный счет лучше характеризует объем оперативной памяти, так как ребенок должен фиксировать прямой цифровой ряд, последовательно производя его инверсию.

Диагностика дислексии

Воспроизведение ритмов

Ребенку предлагается воспроизвести последовательно четыре ритмических рисунка. Сначала предъявляются простые ритмы, при этом предоставляется право повторного выполнения при допущении единственной ошибки. Затем предъявляются два сложных ритма с сохранением критериев выполнения задания.

При этом оценивается способность слухового различения ритмов, аудиальный гнозис ритмических комплексов. Возможно искажение выполнения задания за счет дефекта динамического праксиса, когда ребенок делает «лишний» удар, что объясняется нарушением моторики.

Оценка производится следующим образом:

  1. воспроизведены 4 ритмических ряда – 0 баллов;
  2. воспроизведены 2 ритмических ряда, состоящие из не более чем четырех ударов каждый – 2 балла;
  3. не воспроизведен ни один ритмический ряд – 3 балла.

«Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку предлагается внимательно следить за действиями исследователя и трижды повторить их в той же последовательности. Выполняется удар кулаком по столу, установление ладони на ребро и хлопок по столу ладонью, трижды, подряд, без пауз между сериями.

При единственной ошибке предоставляется право повторного выполнения задания. При допущении явных ошибок демонстрация выполнения задания повторяется. Допустимо не более пяти демонстраций.

Это задание подобно нейропсихологическому тесту «кулак-ребро-ладонь», но движения выполняются иначе. При нейропсихологическом тестировании оценивается динамический праксис, то есть способность к переключению с одного движения на другое. При диагностике риска дислексии исследуется возможность правильного воспроизведения определенной последовательности.

Оценка выполнения задания производится следующим образом:

  1. правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1 -й демонстрации — 0 баллов;
  2. правильное воспроизведение после 2 демонстраций или после 3 демонстраций с 1-й попытки — 2 балла;
  3. правильное воспроизведение после 4 и 5 демонстраций или после 3 демонстраций со 2-й и 1 более попыток, отсутствие правильного воспроизведения— 3 балла.

Окончательная оценка по методике раннего выявления дислексии

Окончательная оценка по методике раннего выявления дислексии производится путем суммирования результатов первого, второго и наихудшего результата при выполнении третьего или четвертого задания (результат с максимальным количеством штрафных баллов).

Общая сумма штрафных баллов состоит из результатов оценки рядоговорения, повторения цифровых рядов и воспроизведения ритмов или последовательности действий.

Окончательная оценка МРВД:

  • до 5 баллов включительно – норма, риска развития дислексии нет;
  • более 5 баллов – присутствует риск формирования дислексии. Чем больше штрафных баллов, тем выше риск развития дислексии.

Другие методики оценки риска формирования дислексии у дошкольников

Рассмотрим батарею тестов риска, реализованных в других языковых условиях как предикторы дислексии. Частично эти тесты можно использовать, начиная с 5 лет, что выгодно отличает их от отечественной методики, рассматриваемой выше.

Тест быстрого серийного называния

Тест разработан международной группой экспертов, апробирован для разных возрастных групп. Предварительно производится тренировочное выполнение заданий, в ходе которого исследователь должен убедиться, что необходимые названия ребенку известны. Нормальное время выполнения каждого задания составляет 1 минуту.

Серийное называние изображений

Ребенку предлагается стимульный материал с набором повторяющихся картинок (36 изображений). Задание заключается в быстром назывании вслух изображенных предметов. Учитываются допущенные ошибки и скорость выполнения.

Тест дислексии: быстрое серийное называние картинок

Серийное называние цветов

Ребенку предлагается стимульный материал с набором повторяющихся цветов, которые он должен назвать как можно быстрее.

Тест дислексии: быстрое серийное называние цветов

Серийное называние букв

Ребенку предлагается стимульный материал с набором повторяющихся букв, которые он должен назвать как можно быстрее.

Серийное называние цифр

Ребенку предлагается стимульный материал с набором повторяющихся цифр, которые он должен назвать как можно быстрее.

Эти два теста предлагаются детям начиная с шестилетнего возраста. Наиболее надежными предикторами дислексии являются серийные называния цветов и изображений. Батарея тестов является стандартизированным методом оценки дефицита актуализации слов, то есть их быстрого припоминания.

Тест фонетической сегментации

В игровой стандартизированной форме ребенку предлагается продемонстрировать владение фонематическим анализом. Фонематический и слоговой анализ-это навык-предпосылка, определяющий успешность овладения навыком чтения. Метод является классическим логопедическим инструментом диагностики. Затруднения при выполнении задания расцениваются как предиктор дислексии.

Предварительно следует уточнить, посещал ли ребенок дошкольное образовательное учреждение, где должен приобретаться навык фонематического анализа. Если навык е сформирован, то оценивать его как предиктор дислексии не представляется возможным.

Тест оценки фонологической оперативной памяти

Предварительно требуется оценить звукопроизношение ребенка. Дефекты звукопроизношения в качестве ошибки не рассматриваются.

Ребенку предлагается повторить список неслов, предъявляемых поодиночке.  Критерием успешности является количество допущенных ошибок. Ограничение объема оперативной фонологической памяти является маркером риска развития дислексии. Данный тест используется, начиная с пяти лет.

Применение вышеописанных тестов является объективизированным и надежным способом оценки рисков формирования дислексии.

Александр Николаевич Корнев

Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой логопатологии Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета

Читайте также

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта.

Продолжая пользование данным сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.